|
Египетская "Книга мертвых". Книга Амдуат
(в изложении Е. Лазарева)
Первый час ночи...
Древнеегипетские предания о потустороннем мире известны с III тыс. до н.э. - со
времен Древнего царства: "Тексты пирамид", начертанные на стенах гробниц
фараонов, повествуют о том, как усопший царь в барке ночного Солнца свершает
путь в глубинах подземного царства, возрождаясь вместе с Солнцем к новой жизни.
Затем в Египте произошло то, что историки называют "демократизацией загробных
верований". В середине II тыс. до н.э., в эпоху Нового царства, усложненные,
гораздо более подробные, чем прежде, тексты появляются уже в гробницах людей
средней руки. Эти творения египетской религиозной мысли и называют обычно
"Книгой мертвых".
Действительно ли жрецы Нового царства ввели дополнительные описания "того
света"? Может быть, "демократизация загробных верований" - это раскрытие
таинств, прежде запретных для широкого круга людей? Ведь загробный мир египтян
- "царство Дат" - находится не в географическом пространстве. Это пространство
мифа, и в нем одновременно, в одном и том же месте, происходят смерть и
рождение человека, закат и восход Солнца, гибель и новое рождение Вселенной. В
этом же реально-ирреальном пространстве свершалось и посвящение в мистерии,
которое воспринималось как второе рождение человека. Об этом упоминает в
"Метаморфозах" Апулей, посвященный в мистерии Изиды: "Достиг я рубежей смерти,
переступил порог Прозерпины и вспять вернулся, пройдя через все стихии; в
полночь видел я солнце в сияющем блеске, предстал перед богами подземными и
небесными и вблизи поклонился им" (Апулей. Апологя. Метаморфозы. Флориды. М.,
1959, с. 311). Познавая законы ночного пути Солнца, египтянин проникал в тайну
рождения и созидания всего, что он видел вокруг, поскольку единство мира было
главным принципом мироустройства в мифологической системе мышления.
До пас дошло несколько произведений эпохи Нового царства, которые можно назвать
"Книгой мертвых". Каждое из них разделяется на 12 частей - "часов ночи", 12
ступеней посвящения. Их можно понять только в единстве текста и символических
изображений: мифологическое мышление синтетично.
Пожалуй, наиболее доступна для современного восприятия "Книга Амдуат" - "Книга
того, что в Дат". Мы предлагаем ее вниманию читателей в переводе и с
комментариями польского египтолога Анджея Нивинського. Вслед за солнечной
баркой мы проследуем по запредельному царству, где не действует логика
будничного мира, где исчезают привычные представления о структуре пространства
и времени, где властвует вечность. В конце пути ждет радостное возрождение
Солнца и человека, подобное раскрытию лотоса. Но этот праздничный миг далеко.
Солнце вступает в первый час ночи...
"Послание из Сокрытого помещения. Места пребывания душ, богов, теней и
блаженных; а также то, что они делают. Начало - Рог Заката, врата западного
горизонта, конец - первичный мрак, врата западного горизонта".
Так звучит полное заглавие "Книги Амдуат". Ее священный оригинал, по
представлениям египтян, записан на стенах "Сокрытого Помещения" в царстве Дат.
"Рог Заката" - это гора, за которой садится Солнце. Книга написана для того,
"чтобы познать запредельные души, познать, что они делают, познать их изменения
для Ра. Чтобы познать таинственные души и то, что они делают, чтобы знать
находящееся в отдельных часах и познать богов этих часов. Чтобы знать, к чему
Он (Великий Бог. - А. Н.) их призывает. Чтобы познать врата и дороги, по
которым странствует этот Великий Бог, чтобы познать течение часов и их божества.
Чтобы познать тех, которые преуспели, и тех, которые истреблены".
Итак, барка со "старым", вечерним солнечным богом вплывает в подземный мир. На
носу барки стоит Упуаут - "Отверзающий дороги", рядом с ним - Сиа,
персонификация творящего ума Великого Бога. Далее - "Госпожа ладьи", богиня,
направляющая ход барки во время первого часа ночи. Посереди не возвышается наос
- вместилище бога Солнца, названное просто "Телом" (египтяне обычно передавали
абстрактные понятия очень конкретными образами). На корме - солнечный бог Гор с
головой сокола, а за ним - изображенные шеренгой бог мудрости Тот, бог Ху -
персонификация божественного слова - и два божества, управляющие рулем. Две
богини с перьями на голове, стоящие перед баркой, - это "Две Правды" (Маат),
ибо в Дат находятся не только блаженные, но и осужденные души. От врагов
солнечного бога защищают в первом часу ночи "Тот - Который - Ранит" (фигура с
ножом перед Маат) и три змея, изображенные ниже.
Следующая группа фигур характеризует различные аспекты бога Солнца. Мумия в
короне - Озирис, "Владыка Запада", олицетворяет эсхатологический аспект бога,
львиноголовая Сехмет - его грозную силу. Фигура с головой барана ("Великий
Озаряющий") передает аспект солнечного блеска. Четыре стелы, увенчанные
человеческими головами, названы "Указаниями, которые дает Ра" и соответственно
также боги Атум, Хепри и Озирис - четыре формы Великого Бога (Ра - владыка
живых, Озирис - мертвых, Атум - ночное Солнце, а Хепри - дневное).
На обоих берегах подземной реки - ликующие души усопших (по законам построения
египетского рисунка они оказываются вверху и внизу). Великий Бог приветствует
их, дает
животворные указания и оделяет блаженных материальными благами. Ему помогают в
этом своеобразные "снабженцы" (изображены перед тремя змеями). Группа обезьян
вверху - это стражи первых врат, отделяющих день от ночи. Подобная группа внизу
- как бы "оркестр", сопровождающий вступление солнечной барки. Двенадцать кобр,
извергающих огонь, рассеивают мрак, царящий в Дат.
|
|