|
рационального XIX века, демагогического прогрессизма. Оно помешало мне также
принять этот мир как нечто естественное еще и потому, что это был мой мир,
помешало принять его дремлющим сознанием, как это делает большая часть людей.
Новыми глазами, освеженными долгим пребыванием вне моего времени, я увидел этот
мир настолько бедным действительной фантастикой, насколько мир преданий был для
меня фантастикой предполагаемой. Более того: то, что я узнал о Несшем веке,
углубив, изменило мое сознание древнего духа. Я увидел древность новыми глазами,
но взгляд мой оказался достаточно свежим и для того, чтобы увидеть также и
новое.
Я встретил Жака Бержье (сейчас расскажу, как) в ту пору, когда
закончил писать свою работу о кружке интеллигентов, собравшихся вокруг
Гурджиева. Эта встреча, которую я считаю отнюдь не случайной, старта решающей.
Два года я посвятил описанию эзотерической школы и своего собственного
приключения. Вот то, что я считал нужным сказать, прощаясь с моими читателями.
Надеюсь, мне простят, что я цитирую самого себя, зная, что я совершенно не
забочусь о привлечении внимания к своим писаниям: меня волнует совсем другое. Я
придумал басню об обезьяне и тыквенной бутылке. Чтобы поймать обезьяну живьем,
туземцы привязывают к кокосовой пальме тыквенную бутылку с бананом. Обезьяна
прибегает, просовывает кисть внутрь, хватает банан и зажимает его в кулаке. Но
тогда она не может вытянуть руку - то, что она схватила и из жадности не может
бросить, держит ее в плену. Будучи "воспитанником" школы Гурджиева, я написал:
"Нужно ощупать, исследовать плоды-западни, а потом гибко отпустить.
Удовлетворив известное любопытство, нужно гибко перенести внимание на мир, в
котором мы находимся, вернуть себе свободу и ясность, вновь пуститься в путь по
земле людей, земле, которой мы принадлежим. Важно видеть, в какой мере существо
движения мысли, называемое преданием, находит движение современной мысли.
Физика, биология, математика в их крайней точке смыкаются сегодня с некоторыми
данными эзотеризма, приближаются к некоторому видению Космоса, отношениям
энергии и материи, уже содержащимся в видениях предков. Современные науки, если
подойти к ним без ученого конформизма, ведут диалог с древними магами,
алхимиками, чудотворцами. Революция происходит у нас на глазах, и она состоит в
неожиданном союзе разума, находящегося на вершине своих завоеваний, с духовной
интуицией. Для действительно внимательных наблюдений проблемы, которые ставятся
перед современным разумом, - это больше не проблемы Прогресса. Уже несколько
лет, как понятие прогресса умерло. Это проблемы изменения состояния, проблемы
превращения. В этом смысле люди, склонившиеся над реальностью внутреннего
эксперимента, движутся к будущему и крепко пожимают руку передовым ученым,
готовящим наступление мира, не имеющего ничего общего с миром тяжелого перехода.
в котором мы проживем еще несколько часов".
Вот как раз это высказывание и будет развито в нашей книге. Я говорил
себе, что, прежде чем взяться за нее, нужно проникнуть разумом очень далеко
назад и очень далеко вперед - это необходимо, чтобы понять настоящее. Я заметил,
что людей просто "современных", которых я еще недавно не любил, имея на то
причины, - я осуждал напрасно. В действительности же они заслуживают осуждения
лишь потому, что их ум охватывает слишком маленький отрезок времени. Едва они
появляются, как уже становятся анахронизмом. Чтобы жить в настоящем, нужно быть
современником будущего. С тех пор, как я принялся вопрошать настоящее, я получа.
ю ответы, полные странностей.
Джеймс Блиш, американский писатель, сказал по поводу Эйнштейна, что он
"проглотил Ньютона живьем". Восхитительная формулировка! Если наша мысль
поднимается к более высокому видению жизни, она должна проглатывать живьем
истины низшего плана. Такова уверенность, приобретенная мной в период
исследований. Это может показаться банальным; но когда имеешь дело с мыслями,
претендуешь на место на вершине. Мудрость Генона или система Гурджиева, которые
не знали или презирали большую часть социальных и научных реальностей, - этот
новый способ суждения меняет направление и вкус ума, Платон говорил: "Высокие
вещи должны вмещать и низкие, хотя и в другом состоянии". Теперь я убежден, что
вся высшая философия, в которой не продолжают жить реальности того плана,
который она считает превзойденным, - такая философия не более чем обман.
Вот почему я отправился в довольно долгое путешествие в сторону физики,
антропологии, математики и биологии, прежде чем вновь предпринять попытку
составить представление о человеке, его природе, его возможностях, его судьбе.
Еще недавно я старался узнать и понять всего человека, презирая науку. Я
сомневался в том, что дух способен достичь самых высоких вершин. Но что я знал
об его вторжении в научную область? Разве он не показал мне такие свои
возможности, веря в которые, я склонялся перед ним? Я говорил себе: нужно
преодолеть видимое противоречие между материализмом и спиритуализмом. Но разве
развитие науки не ведет к такому представлению? И разве в этом случае не
является моим долгом узнать об этом? В конце концов, разве для Запада XX века
не было бы разумным начинанием взять посох пилигрима и отправиться босиком в
Индию? Разве вокруг меня не было известного числа людей и книг, чтобы
осведомиться на этот счет? Разве я не должен был прежде всего просмотреть до
глубины свою собственную территорию? Если научная мысль в своей крайней точке
приходит к пересмотру первичного представления о человеке, - я должен об этом
знать. Но кроме того была и другая необходимость. Всякое представление, которое
я мог себе составить о судьбе разума, о смысле человеческого бытия, могло иметь
ценность только в той мере, в какой оно не противоречило движению современного
знания.
Отклик на эти размышления я находил в словах Оппенгеймера: "В
настоящее время мы живем в мире, где поэты, историки и философы с гордостью
|
|