|
"Тот, обителью которого является Солнце". В одном Своем аспекте Христос
Мистерий есть Логос, нисходящий в материю и великий Солнечный Миф есть ни что
иное, как общедоступное учение об этой духовной истине. Божественный Учитель,
вновь возвещающий миру Древнюю Мудрость, считается всегда особым проявлением
Логоса; поэтому и Иисус Христианских церквей стал постепенно облекаться во все
мифы, которые говорят о сошествии Логоса в материю. Благодаря этому он стал
отождествляться со вторым Лицом Св. Троицы, с Логосом, или божественным
Словом*1, и все выдающиеся события, о которых говорится в мифе Бога-Солнца,
превратились в выдающиеся события из жизни Иисуса, представление о котором
слилось в сознании христиан с идеей воплощенного Бога, "Мистического Христа".
Как в макрокосме Христос Мистерий представляет Собою Логоса, Второе Лицо Св.
Троицы, так и в микрокосме -человек. Он является вторым аспектом Божественного
Духа и потому может быть назван внутренним "Христом"*2. Итак, второй аспект
Христа Мистерий есть внутренняя жизнь Посвященного, которая возникает после
первого великого Посвящения, когда в душе его рождается Христос и начинает
вырастать в ней. Чтобы эта идея стала понятной, необходимо остановиться на
условиях, налагаемых на того, кто готовится к Посвящению, а также понять
природу Духа, пребывающего в человеке. Только те люди считались пригодными для
подготовления к Посвящению, которые были уже добрыми в пределах человеческого
понимания добра. Чистые, святые, беспорочные, освободившиеся от греха, не
нарушающие закона - таковы были некоторые из выражений, применявшихся к ним*3.
Кроме того, от них требовался развитой и уравновешенный интеллект*4.
Обыкновенная жизнь развивающегося человека имеет целью эволюцию умственных
способностей, эмоций и нравственного чувства, что достигается благодаря
соблюдению указаний, даваемых религией, благодаря выполнению своих обязанностей
и старанию помогать своим ближним и содействовать их развитию. Через все это
человек проходит жизнь за жизнью и когда он все это совершил и стал "добрым
человеком", он становится "Chrestos" Греков и только после этого может он стать
Христом, Помазанником. Когда он научился жить праведно с точки зрения мирской,
лишь тогда может он домогаться сокровенной жизни духа и готовиться к Посвящению,
что всегда требовало исполнения определенных условий. Этим условиям отвечают
известные качества, которые он должен развить в себе и пока он трудится, чтобы
приобрести их, про него говорят, что он вступил на Путь Испытания, на тот Путь,
который ведет к "Тесным Вратам", за которыми расстилается "Узкая Тропа", или
"Путь Святости", "Крестный Путь". От вступающего не требуется совершенства, но
он все же должен до некоторой степени обладать этими качествами прежде, чем
Христос может родиться в нем. Он должен приготовить непорочную обитель для того
Божественного Дитяти, который должен вырасти в его душе. Первое из этих качеств
- все они принадлежат к области мысли и нравственности - есть Распознавание;
это означает, что вступивший должен научиться различать вечное и временное,
реальное и нереальное, истинное и ложное, небесное и земное. "Видимое временно,
а невидимое вечно"*5 - говорит Апостол;
люди постоянно живут под чарами видимого, которое вызывает в них слепоту к
невидимому. Вступающий на Путь должен уметь различать между тем и другим, и то,
что не реально для мира, должно стать реальным для него, и наоборот - то, что
для мира реально, должно потерять всякую ценность для него, ибо только таким
образом можно "ходить верою, а не видением"*6. И только так может человек
достигнуть возраста, о котором Апостол говорит: "Твердая пища свойственна
совершенным, у некоторых чувства навыком приучены к различению добра и зла"*7.
Вслед за Распознаванием чувство реального должно воспитать в нем Отвращение от
нереального и мимолетного, от той шелухи жизни, которая не способна утолить
голод и годна только для "свиней"*8. Эту ступень Иисус определяет такими
сильными словами: "Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и
матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот
не может быть Моим учеником"*9. Эти слова принадлежат к "трудным изречениям" и
все же верно, что из этой ненависти возникает более глубокая и более истинная
любовь и что необходимо пройти через эту ступень на пути к "Тесным Вратам".
Вслед за тем стремящийся должен научиться управлять своими мыслями, а это
приведет к контролю над действиями, ибо для внутреннего зрения мысль и действие
сливаются в одно. "Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже
прелюбодействовал с нею в сердце своем"*10. Затем он должен развить в себе
Терпение, ибо кто стремится к "Крестному Пути, должен быть готов к самым тяжким
испытаниям и он должен выносить их так, как будто бы он уже видел Невидимого",
и потому оставался тверд. Кроме этих качеств он должен развить в себе
Терпиходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных*11,
и учеником Того, Кто повелевает своим Апостолам не запрещать человеку
произносить Его имя, хотя бы он и не следовал за Учителем"*12. Далее,
вступающий на Путь должен приобрести Веру, для которой нет ничего
невозможного*13 и Равновесие, о котором также говорит Апостол*14. Наконец, он
должен искать только "Горнего"*15 и стремиться к блаженству лицезрения Бога и
соединению с Ним*16. Когда человек приобрел эти качества, он считается готовым
к Посвящению и Хранители Мистерий открывают перед ним Тесные Врата. Лишь при
таких условиях может стремящийся рассчитывать на принятие. Дух человека есть
Божественный Дар и потому он соединяет в себе все три аспекта Божественной
Жизни: Разум, Любовь и Волю являясь "образом и подобием" Бога. По мере того,
как дух раскрывается, в нем развивается сперва аспект Разума, интеллектуальные
способности, эволюция которых совершается в обыденной жизни. Когда это развитие
достигло высокой ступени и рядом с этим выросло и нравственное чувство, тогда
человек приближается к вступлению на Путь. Второй аспект духа есть Любовь,
обладание которой и есть рождение в нас Христа. В истинных Мистериях
|
|