|
Агнца Божия. В катакомбах нередко находят изображения Агнца, как символа
Иисуса; иногда Агнец изображен лежащим на Кресте. По этому поводу Уильмсон
говорит: "С течением времени Агнца стали изображать на кресте и лишь со времени
шестого Константинопольского собора, созванного в 680 году, было постановлено
заменить древний символ человеком, распятым на кресте. Постановление это было
подтверждено папою Адрианом I"*11. И древний символ Рыб прилагался также к
Иисусу, что видим из изображений в катакомбах. Смерть и воскресение Солнечного
Героя во время весеннего равноденствия повторяются также неизменно, как и его
рождение во время зимнего
солнцестояния. Осирис, падающий в это же время года под ударами Тифона,
изображается внутри круга горизонта с распростертыми руками, как бы распятый -
положение, которое вначале означало благословение, а вовсе не страдание. И
смерть Таммуза оплакивалась ежегодно во время весеннего равноденствия в
Вавилоне и Сирии, а также смерть Адониса в Сирии и в Греции, и Аттиса во Фригии,
которого изображают под видом "связанного человека с агнцем в ногах"*12.
Смерть Митры праздновалась таким же образом в Персии, а в Греции - смерть Вакха
или Дионисия, что одно и то же. В Мексике мы находим ту же идею и там она
изображается, как везде, крестом. Во всех этих торжествах за оплакиванием
умершего немедленно следует радость о его воскресении. По этому поводу следует
отметить интересное исследование, по которому слово Easter, Пасха Светлое
Воскресение - идет от имени Иштар, девы-матери убитого Таммуза*13. Интересно
также отметить, что пост, предшествующий смерти и погребению во время весеннего
равноденствия, - наш Великий Пост встречается в Мексике, Египте, Персии,
Вавилоне, Ассирии, в Малой Азии и в некоторых случаях его продолжительность
равняется сорока дням*14. В псевдо-Мистериях история Бога-Солнца была
представляема в виде драмы, тогда как в истинных Мистериях Посвященный
переживал ее; вот почему солнечные "мифы" и реальные события Посвящения
переплетались между собой. И когда Учитель Христос стал Христом Мистерий,
легенды о более древних Героях тех же Мистерий сплетались вокруг Его имени, и
древние сказания снова воскресли, а в центре их оказался последний божественный
Наставник, как представитель солнечного Логоса. И уже после этого празднование
Его рождения слилось с тем незапамятным днем, когда Солнце родилось от Девы,
когда полуночное небо наполнилось ликованьем небесных сонмов, радующихся о
Рождении Христа. По мере того, как величавая легенда Солнца сплеталась с
личностью Христа, знак Агнца стал знаком Его распятия, а знак Девы - знаком Его
рождения. Мы видели, что Телец был посвящен Митре, Рыба - Оаннесу, а Агнец был
посвящен Христу; все это - явления одного порядка: Агнец был знаком весеннего
равноденствия в тот исторический период, когда Христос переступил великий круг
горизонта, иными словами, был "распят в пространстве". Эти солнечные мифы,
повторяющиеся на протяжении веков, каждый раз с новым именем для своего Героя,
не могут пройти незамеченными для исследователя, тогда как для верующего
поклонника они могут быть совершенно чужды. И когда их употребляют как орудие
для умаления и искажения величавого образа Христа, следует не отрицать самый
факт, а понять всю глубину внутреннего смысла этих сказаний, все значение
духовной истины которая выражена под покровом этих легенд. Но почему же эти
легенды примешались к истории Иисуса, почему закристаллизовались они вокруг Его
имени, как исторического лица? В сущности, легенды эти относятся не к
определенной Индивидуальности, именуемой Иисусом, но ко вселенскому Христу, к
Человеку, символизирующему Божественную Сущность и представляющему собой
основную истину духовной природы; к Человеку, облеченному определенной миссией
и стоящему в особом отношении к человечеству; в отношении, которое
возобновляется из века в век по мере того, как поколения следуют за поколениями
и одна раса сменяется другой расой. Вот почему Иисус называл себя "Сыном
Человеческим", но Он обозначал этим не индивидуальность, а особый сан Своего
служения. Христос солнечного мифа был Христом Мистерий и тайна мифического
Христа сокрыта в Христе Мистическом.
Глава VI
МИСТИЧЕСКИЙ ХРИСТОС
Мы подходим теперь к тайне той власти, которую история Христа имеет над
человеческим сердцем. Мы подходим к той неисчерпаемой жизни, которая бьет
ключом из глубины невидимого источника; ее светлые волны нисходят на Того, Кто
является ее олицетворением и силою этого крещения все сердца обращаются к
Христу, чувствуя, что им легче было бы отказаться от всех исторических фактов,
чем от той основной истины высшей жизни, которую они восприняли интуицией.
Теперь мы подходим к священному преддверию Мистерий. Мы приподнимаем край
завесы,
скрывающей святилище.
Мы видели, что как бы далеко ни проникать в глубь веков, мы всюду находим
признание, что существовало сокровенное учение, которое, при соблюдении точных
и строгих условий передавалось Учителями Мудрости своим достойным ученикам.
Такие ученики или "кандидаты" посвящались "в Мистерии", что в древности
означало все наиболее духовное в религии, все наиболее глубокое в философии и
все наиболее ценное в науке. Каждый истинный Учитель проходил через Мистерии, и
величайшие из них становились Иерофантами Мистерий. Все, раскрывшие миру тайну
невидимых миров, переступали через порог Посвящения и узнавали эти тайны из уст
самих великих Посвященных. Все они рассказывали одно и то же сказание и все
солнечные мифы, - варианты этого сказания - тождественные в своих основных
чертах, различаются лишь по своей внешней окраске. В этом сказании говорится о
нисхождении Логоса в глубину материи, и поэтому Бог-Солнце является вполне
подходящим символом Логоса, ибо Солнце есть Его тело и существует выражение
|
|