|
В.Суворов - Полушария и Луны
Здравствуйте, друзья!
Между теорией и практикой есть определенный баланс, который важен при
изучении любой науки, а особенно при психологических штудиях - и об этом
балансе у нас сегодня пойдет речь.
Говоря об архетипах, мы вторгаемся в такую сферу, которая может быть названа
тонким миром, то есть в область явлений, которые воспринимаются не приборами,
не инструментами, а нашей собственной психикой. В каком-то смысле существование
тонкого мира и существование психики как отдельного объекта - это две стороны
одного и того же явления. Поэтому психология и эзотерика, если под эзотерикой
понимать изучение тонкого мира, имеют самое прямое соприкосновение: они
соприкасаются на том, что называется человеческой личностью.
Каждый век вносит что-то новое в ноосферу, то есть в ментальное тело Земли.
Одним из основных открытий ХХ века в физиологии была функциональная асимметрия
головного мозга. Вы все, наверное, видели изображение головного мозга в виде
двух полушарий, которые соединены перемычкой, так называемым мозолистым телом.
И оказалось, что правое и левое полушария играют в жизни человека разную роль:
одно из полушарий (обычно левое) ведает логикой, структурным мышлением и
абстрактными символизмами (в частности, речью), а другое ведает интуицией,
образами, аналоговым мышлением, ассоциациями, и сущностным восприятием.
Я расскажу сегодня, как функциональная асимметрия мозга связана с
астрологией. Вообще любое существенное обстоятельство, проявляющееся в психике
человека, в его внутренней жизни или внешней жизни, имеет свой астрологический
аналог. Есть, в частности, в астрологии и аналог деления мозга на правое и
левое полушария.
Мой рассказ существенен для того, чтобы дальнейшее ваше понимание всего
лекционного материала было правильным, то есть для того, чтобы вы нашли в себе
некоторый баланс между правополушарным и левополушарным восприятием всех
излагаемых мною понятий и концепций, в частности, высших архетипов, с которыми
так или иначе интимно связана вся современная психология . Высшие архетипы
находятся в тонком мире очень высоко, и если мы не приложим все свои душевные,
а также логические усилия для того, чтобы их воспринять и понять, то наше
понимание окажется поверхностным и неэффективным. Но, с другой стороны, если мы
начинаем постигать какой-то объект чересчур ревностно и забываем о
функциональной асимметрии мозга, то подчас возникают нехорошие психические
эффекты, бороться с которыми довольно сложно. И, в частности, для того, чтобы
они не возникали, я сегодняшнюю лекцию посвящаю именно этому сюжету.
Речь идет об оси в гороскопе, которую я бы назвал "осью мировосприятия"; в
другом контексте ее можно назвать "осью оккультизма". Я имею в виду оппозицию
лунного перигея (эту точку в гороскопе еще называют Томой, или Белой Луной) и
лунного апогея (эту точку в гороскопе еще называют Лилит, или Черной Луной).
Астрономически, что такое лунный перигей и лунный апогей? Луна вращается
вокруг Земли по эллиптической орбите, причем Земля находится в одном из фокусов
этой орбиты. Лунный апогей, а точнее, апогей лунной орбиты -это наиболее
отдаленная от Земли точка орбиты Луны, а лунный перигей - это наиболее
приближенная к Земле точка этой орбиты. Движение самой лунной орбиты таково,
что полный цикл Лилит и Тома проходят за девять лет, и в гороскопе они всегда
стоят в точной оппозиции. (Белую Луну-Тому не надо путать с Селеной - условной
точкой гороскопа, проходящей Зодиак за семь лет, которую тоже иногда именуют
Белой Луной). И по своему астрологическому смыслу Лилит приблизительно (может
быть, не на сто процентов, но хотя бы на девяносто) соответствует левому
полушарию, а Тома - правому.
А теперь мне хотелось бы рассказать об этих астрологических принципах так,
чтобы они приобрели для вас определенную психологическую глубину, в частности,
чтобы вы почувствовали их на себе.
В качестве эпиграфа я расскажу две истории. Одна из них - анекдот, а другая
- совершенная быль. Попробуйте угадать, что есть что.
Первая история звучит так. Прибегает на площадку для гольфа запыхавшийся
игрок и взволнованно говорит тренеру: "Вы знаете, произошло что-то ужасное! Я
неловко ударил по мячу, он вылетел на улицу, попал через окно автомобиля прямо
в голову шоферу, тот потерял управление и на перекрестке врезался в автобус,
который перевернулся, там сейчас страшная куча-мала, приехала скорая помощь,
приехали пожарные! Что мне делать? Что мне делать?" На что тренер ему отвечает:
"То же, что я говорю вам всегда. При ударе по мячу вставать точно по линии
удара и ни в коем случае не сводить ноги вместе."
А другая история такая. Одна домашняя хозяйка пригласила к себе гостей. Она
накрыла большой стол, на нем было много всякой вкусной еды, и, приглашая гостей
усесться за стол, она сказала так: "Кушайте, гости дорогие! Все очень вкусно!
Вы не думайте, что мне чего-нибудь для вас жалко! Все, что стоит на столе, я
уже отжалела."
Что бросается в глаза в этих двух историях? Каждую ситуацию мы можем
принимать или близко к сердцу, или чисто символически, то есть как набор
символов, которые не имеют к нам особого отношения и находятся где-то на
периферии нашего бытия. Эти символы могут быть нами очень хорошо осознаны и мы
можем ими достаточно ловко пользоваться - но это не значит, что мы принимаем их
близко к себе.
Восприятие Лилит - это восприятие человеком светофора: когда водитель или
пешеход смотрят на светофор, их интересует символизм в чистом виде. Горит
красный свет - ехать и идти нельзя, горит зеленый - можно.
Восприятие Томы - это интегральное, полное чувствование. Это полно
|
|