|
укреплялась в перстне и носилась на руке. Иезавель
воспользовалась печатью Ахава для запечатывания писем. Затем о печатях
упоминают пророки Исайя, Иеремия, Даниил, Иезекиил, Аггей и другие .
Рост собственности и усложнение делопроизводства вызывают всплеск
камнерезного творчества. Ювелиры в изобилии изготавливают печати, цилиндры,
геммы. Появление большого числа таких атрибутов, естественно, пробуждает
интерес к ним у собирателей.
Неплохие коллекции постепенно образуются у меценатов, художников,
архитекторов. Эти коллекции уже более-менее доступны для обозрения. Они -
своеобразная пропаганда цветного и резного камня. Такая дактилиотека
принадлежала, например, известному фламандскому художнику Питеру Паулю Рубенсу.
В его антверпенском доме было выставлено множество гемм, камей, инталий, среди
которых ценнейшие экземпляры древнегреческого и древнеримского искусства.
Большой интерес в Западной Европе вызывали изделия из оникса, сардоникса,
сердолика, агата и горного хрусталя, которые явно копировали античные образцы.
Взлелеянная эпохой Возрождения, мода на античные геммы становилась массовой,
проникающей во все слои общества. Бенвенуто Челлини в своей Автобиографии
вспоминает ломбардских крестьян, нанимавшихся на окопку виноградников в
окрестностях Рима: Копая землю, они всегда находили старинные монеты, агаты,
празеры, сердолики, камеи... Мне попался в руки камень, это была камея: на ней
был вырезан Геркулес, который вяжет трехзевого Цербера. Он был такой красоты и
так великолепно сделан, что нашему великому Микеланджело пришлось сказать, что
он никогда не видел ничего изумительнее. Камея, так восхитившая Микеланджело,
экспонируется сейчас в Эрмитаже.
Спрос на античные камеи был огромен. Коллекционеры платили бешеные деньги,
порой целые состояния за понравившиеся резные камни. Обладание камеями,
печатями, и даже оттисками с них, становится престижным и модным. Мода эта, то
угасая, то возобновляясь, держится в Европе с ХIII по ХIХ век. Всплеск такой
моды зарегистрирован, например, Ф. Ф. Вигелем, иронично и тонко подметившим это
явление в начале царствования российского императора Александра I. После
расхищения гардемебля, по увезении эмигрантами всех легковесных драгоценностей,
- кажется, во Франции не оставалось ни одного камешка,- фортуны раздробились,
сравнялись, новая мода, которую война и торговля потом так быстро создали, не
успела еще составиться,- и женщины, вместо алмазов, принуждены были украшаться
камеями и мозаиками, их мужьями и родственниками награбленными в Италии. Нам и
тут надобно было подражать; бриллианты, коими наши дамы были так богаты, все
попрятаны и предоставлены для ношения купчихам. За неимоверную цену стали
доставать резные камни, оправлять золотом и вставлять в браслеты и ожерелья.
Это было гораздо античнее .
Интальо, камея, гемма... От слова гемма произошло и название науки о
цветных камнях - геммология. И хотя геммология зародилась в те времена, когда
человек впервые начал использовать камень не только для практических целей, но
и для украшения, сам этот термин стал употребляться только в ХХ веке. По мере
совершенствования геммологической науки, разработки новых видов огранки,
облагораживания и окраски камней, а также синтеза и имитации, т. е. по мере
накопления знаний, накапливались и суеверия, связанные с камнем. Ведь человек,
будь то древний грек или современный европеец, хочет иметь не просто красивую
вещь, но - амулет, талисман, нечто таинственное, могущественное. В магической
силе своих перстней уверяли окружающих, а может быть, и сами верили, английский
король Иоанн Безземельный, русский царь Иван Грозный, шотландская королева
Мария Стюарт, писатели и поэты Вальтер Скотт, Франсуа Рабле, Оскар Уайльд,
Оноре де Бальзак, Александр Пушкин. Из Лапидариев 1 Марбода Реннского (ХI век).
И никому не должно ненадежным и ложным казаться,
Что заключается в геммах чудесно врожденная сила.
Травам великая сила дана, величайшая - геммам.
(Перевод Ю. Шульца).
Может ли поэт пройти мимо необычности, мимо таинства, созданного Природой
и Мастером в виде перстня? Особенно, если в него вставлена прекрасная,
неповторимая, подмигивающая Времени гемма? Никогда!
Посмотрим, что пишет о перстне господина де Бальзака его биограф Андре
Моруа: Ученый-ориенталист, барон Иосиф фон Хаммер-Пуршталь подарил Бальзаку
драгоценный талисман - перстень-печатку Бедук и сказал при этом: В один
прекрасный день вы оцените значение скромного дара, который я вам вручаю. Семя
упало на благодатную почву. Вскоре Бальзак уже всем рассказывал, сам этому веря,
что его замечательный перстень некогда принадлежал пророку Магомету, что он
был похищен англичанами у Великого Могола, который предлагал в обмен на него
груды золота и алмазов. Бедук восходит прямехонько к Адаму. Бедук может сделать
человека невидимкой. Бедук приносит счастье в любви. Бедук исцеляет от
всевозможных недугов. Еще одна таинственная сила прибавилась к тем, которыми
(как, не без основания, считал Бальзак) он был наделен. Барон фон Хаммер,
намекая на гигантский труд своего гостя и на множество созданных им героинь,
сравнил писателя с Гераклом, который в одну ночь лишает невинности пятьдесят
девственниц. Перстень был очень кстати: ведь господин де Бальзак озабочен, как
нынче говорят, сексуально и финансово (неприятности с бесчисленными любовницами
и необходимость постоянно скрываться от кредиторов) - все эти проблемы мог
разрешить замечательный Бедук. Что же касается творческой потенции,-в ней Оноре
де Бальзак никогда не сомневался. И тут он был прав...
Перстни, пряжки, заколки, ножны, рукоятки мечей - они становятся все
изысканнее, украшаются редкими и дорогими камнями. Такие вещи широко известны,
популярны и, естественно, легко узнаваемы.
Юлий Цезарь, преследуя Помпея, поплыл в Египет. Однако встретиться со
своим врагом ему не довелось. Египтяне, не желая ссориться с могуществ
|
|