|
зница. Слово синтез в его химическом значении -
это получение сложных материалов из более простых. То есть, если бы мы
поместили в пробирку крахмал, минеральные вещества и воду, а затем путем
сложных манипуляций получили картофель, это был бы синтез. Если же мы сажаем в
землю картофель и затем получаем тот же продукт, то это - выращивание. А если
земля эта в теплице, да еще дозированный полив, да регулируемое освещение, да...
словом, это искусственное выращивание. Так и искусственный, точнее
искусственно выращенный рубин. Из расплавленного оксида алюминия получают
монокристалл оксида алюминия... Это - искусственное выращивание.
С Огюста Вернейля начиналась эра искусственных минералов. Сейчас
ежегодное мировое производство синтетических рубинов превышает 200 тонн.
Отдельные кристаллы бывают весом более 500 каратов. Искусственные камни ни в
чем не уступают своим собратьям по минеральному царству. Их используют в
часовой и ювелирной промышленности, электронике, оптике, астрономии.
Применяют искусственные рубины и при изготовлении наградных знаков,
именного оружия, орденов. В центре высшей советской воинской награды -ордена
Победа - помещена пятиконечная звезда из искусственных рубинов, украшенная
бриллиантами. Общий вес драгоценных камней в знаке ордена равняется 16 каратам.
С развитием технологии и расширением производства искусственный рубин
дешевеет. Сокращается добыча природного камня - гораздо выгоднее его выращивать.
Даже родина красного чуда - Шри-Ланка все чаще продает туристам рубин,
произведенный на заводах французской фирмы. Однако мода и спрос на красный
камень остаются удивительно стойкими.
Автор, увы, не любит искусственных камней, хотя понимает, что разница
между природными и выращенными может быть только в пользу последних. И поэтому
он искренне рад, что есть уважаемый человек, мнение которого принципиально иное.
Подарил я перстень другу
С кровяным рубином.
Не был камень тот старинным,
Не достоин песен.
Грани будто из Гренады,
Точность до предела,
В окружении гранаты,
Но не в этом дело.
Не в горах, грома изведав,
Не из черных ямин,
Не из царства самоцветов
Вынут этот камень.
Не столетиями рос он
По законам чуда,
Где сапфировая просинь,
Зелень изумруда.
Нет, на весь ученый форум
Среди красных дымок
Вытащил его из формул
Полулеший-химик.
Оттого-то, скороспелка,
Он достоин оды,
Не фальшивка, не подделка -
Кровный сын природы!
Илья Сельвинский
МОНОКЛЬ НЕРОНА
Ни пентограмма и ни крест
Меня не впустят в Рай.
Влечет за тайною Гермес
За грань, за круг, за край.
За то, что в золоте Огня
Расплавил я печаль,
Будь откровеньем для меня,
Зеленая скрижаль!
Обманут звуки и цвета,
Кристаллы лишь не лгут,
Да! - мой удел идти туда,
Где светит изумруд...
Владимир Каденко
Имя Нерона стало нарицательным. Ненависть к нему прожгла века и поколения.
Император Клавдий Цезарь Нерон, последний из Юлиев, изобретательный садист,
жестокость которого увековечила его имя, любил повторять: Никто из прежних
принцепсов не знал, как много он может себе позволить. И Нерон, в отличие от
осторожных Тиберия, Клавдия Германика, снисходительно и благожелательно
выслушивал дебаты в Сенате о создании в Риме храма Божественному Нерону. Внимая
сенатским лизоблюдам, он поглядывал на них в зеленый монокль. В новом храме,
Золотом дворце, Дворце Солнца, построенном в центре города, устанавливают
30-метровую статую Нерона-Гелиоса. Нерон милостиво разглядывает ее в монокль...
А потом горел Рим, подожженный Нероном. Клавдий Цезарь Нерон, принцепс,
император, любовался пожаром. Пламя металось по Форуму, неотвратимо пожирая
строения и памятники на Эквилинском и Палатинском холмах. Горели храм Весны,
храм Аполлона, храм Юпитера Статора, полыхали библиотека и портик Октавии.
Бесновался пожар в базиликах Палатина, в курии Гостилии, в театре Марцелла,
видевшем Нерона на своих подмостках.
Горел Вечный город...
Близорукий император снял янтарные очки и, прищуря один глаз, приставил
ко второму изящный изумрудный монокль. Он рассматривал созданную им феерию огня
и ужаса.
В поджоге Рима в 64 году Нерон нагло и ложно обвинил христиан, и это
обвинение послужило поводом для первых массовых гонений на них и их веру. Глядя
все в тот же изумрудный монокль, Нерон присутствовал на массовых казнях, при
распятиях, убийствах. Ведь зеленый цвет так успокаивает.
А хронисты единодушно упоминают все тот же монокль. Цвет изумруда... Вот
чт
|
|