|
только науки, но и религии: кирпичи Сатурна, из которых формируется
козероговский стержень личности и скорлупа памяти её ещё требующей защиты, пока
не до конца бессмертной души.
ЗОРОАСТРИЗМ
БОРЬБА ПОЛЯРНОСТЕЙ
Близкой к природе остается самая старая из новых религий — зороастризм. Она
опирается на мифологические и астрологические, натурфилософские и вполне
материальные понятия четырёх стихий — кирпичиков мироздания и одновременно его
духовных элементов. Согласно Геродоту, персы отождествляли бога с Небом, и
почитали солнце, Луну, землю, огонь, воду и ветер. Они не строили храмов, не
воздвигали алтарей и не поклонялись изваяниям, мысля божество растворенным в
природе и одновременно чисто духовным. Такое абстрактное мировосприятие присуще
знаку Стрельца, который символизирует дуализм и связь природного и
человеческого начал, материи и духа.
Если верить Геродоту, совершая молитву и принося жертву, персы никогда не
молились за себя лично: но всегда за царя и весь народ, причисляя себя к нему.
Этот коллективный характер любого священнодействия также отражает общественный
знак Стрельца. Превыше всего они ставили честность, и это — яркое качество
данного архетипа.
В образе стихий зороастризм оперирует стрельцовской абстракцией атомов
материи Козерога и выводит их на борьбу начал света и тьмы. Авестийский дуализм
мира и акцент на борьбе добра и зла несомненно раскрывает динамику, азарт и
критический настрой Стрельца. Согласно зороастризму, этот мир был сотворен
духом зла Ариманом, который при творении опередил своего доброго брата
Ахурамазду, а потом соблазнил сотворенную им первую пару людей, подобную Адаму
и Еве. Потому этот мир обречен на гибель: и через 9 тысяч лет (число 9,
появившееся поздно в сознании и мифах людей, означает немыслимо долгий срок)
Ахурамазда одержит победу над Ариманом и создаст новую Вселенную. Пока же,
чтобы хоть как-то исправить зло мира, к людям пришел пророк Заратуштра, который
дал им нравственные законы, научив активно участвовать в мировой битве добра и
зла.
Заратуштра учил противостоять злу с помощью "благих мыслей, благих слов и
благих дел", причем акцент здесь ставится на последнем. Подразумевается, что
человек действительно постоянно сталкивается со злом, видит его повсюду и имеет
энергию бороться с ним, подобно яркому Стрельцу, а не просто пребывает в
благодушном состоянии, как люди с пассивным Юпитером. Уделяя внимание действию,
Заратуштра идеализировал "праведную" хозяйственную деятельность земледельцев,
противопоставляя неправедному кочевничеству скотоводов, угрожавших набегами
мирным поселениям. Это отражает тягу Стрельца к твердому мироустройству и
стабильному благополучию, которые символизирует планета Юпитер.
Но общественные принципы разума Юпитера ведут нескончаемую борьбу с
инстинктивной природой Плутона. В этом — главный конфликт мировых сил,
представленный задолго до Авесты в любой развитой мифологии. Он является
стрежнем динамики развития человеческого сознания, которое на самом деле и
является целью этой битвы добра и зла, находящей своё материальное воплощение в
событиях нашей жизни.
Конфликт Юпитера и Плутона: дуализм добра и зла — остается стрежнем любой
веры, по-разному преломляясь в разных религиях. В индуизме он формирует
противостояние двух сил мира: девов (светлых, внешних, небесных сил) и асуров
(темных, внутренних). В иудаизме он остается завуалированной тайной, на которой
основывается все. В христианстве — становится ересью манихейства: возвратом к
прошлому, более грубому представлению о мире, по сравнению с достижениями
развитого интеллекта. Зато воинственный ислам, сменяющий зороастризм на его
территории, делает целью борьбу со злом внешнего мира, битвой доказывая правоту
добра. В то же время зло внутреннее, практически неустранимое в иудаизме и
христианстве, рассеивается как дым страшных джинов при прикосновении к нему
волшебным мечом (архетипическим аналогом мысли) — или просто рукой (аналог
практического разума, владеющего миром).
Ислам отражает знак Скорпиона, противоборствующий Стрельцу — но о нем,
следуя хронологии, мы поговорим позднее. Обратим лишь внимание на то, что в
иранской мифологии перевернуто противостояние девов и асуров: небесные дивы —
злые духи, а из внутренней энергии ахуров возникает Ахурамазда как главный
борец со злом. Правда во внутренней силе, а не во внешней — это перевернутый
взгляд на борьбу Юпитера и Плутона: снизу, с позиции стабильного знака
Скорпиона, который фиксирует это противоборство, делает его вечным.
Но любая война кончается миром, и гармонию полярных начал описывает
следующий кардинальный знак Весов, по логике развития отрицающий предыдущий
знак Скорпиона. И если искать религию, которая не ставит акцента на
противоборстве добра и зла, но нивелирует её, следует обратится даже не к вере
как таковой, а к самой древней из религиозных философий, где движение мысли
впервые приподнялось над религиозными чувствами. Ум ищет и находит гармонию
между полярностями мира в философии даосизма.
ДАОСИЗМ
"Те, кто стремятся овладеть миром и
управлять им,— не постигли его. Ибо мир есть
духовный сосуд и не подчиняется силе."
("Дао дэ цзин", 29)
ДЕЯНИЕ БЕЗ БОРЬБЫ
Философия даосизма отражает национальный характер Китая
|
|