|
с.24,25,26,27) От древних образах стихий
произошло современное понятие о 4-х темпераментах: активном, холеричеком -
огонь, пассивном, флегматическом - вода, легком, сангвинистическом - воздух, и
тяжелом, меланхолическом - земля. И до сих пор масти карт соответствуют
определенным психологческим характеристикам, что проявляется в их рисунках.
Когда карты Таро упростились в игральные карты, знак жезла трансформировался в
более изящную форму трефы, из кубков произошли черви, напоминающие сердце, из
мечей - пики, направленные острием вверх, а из дисков - бубны: пентакль,
изображаемый на дисках, упростился в форму 4-угольника. Однако в средневековье
масти карт получили цвета, не соответствующие образам стихий: женские стихии
земли и воды стали изображаться красным цветом, а мужские - огонь и воздух -
черным. И психологические образы карт стали восприниматься наоборот: огонь
поменялся местами с водой, а земля - с воздухом. И в наше время черви имеют
устойчивую ассоциацию с огнем и холерическим темпераментом, бубны - с
открытостью воздуха и сангвинистическим темпераментом. Пики изображаются
наиболее мрачно, и отражают землю и меланхолика, а трефы - флегматизм стихии
воды. Таким образом, сейчас правильно будет сопоставлять жезлы - червям, мечи -
бубнам, диски - пикам, а кубки - трефам.
Иногда считается, что трефы соответствуют стихие земли, а пики отражают стихию
воды. Это связано с некоторым смещением представлений о флегматическом и
меланхолическом темпераменте, происшедшем в последнее время, главным образом
благодаря художественной литературе: флегматик определяется как невозмутимый
тип стихии земли, а меланхолик - как неустойчивый тип стихии воды. Но это
уводит нас от исконного смыслового значения, заложенного в формировании образов
темперамента и его связи с первоэлементами мира.
Система карт строится согласно сефиротам и также включается в себя соотнесения
со знаками Зодиака.
Туз символизирурет стихию в целом и соответствует Кетеру, карты под номерами -
остальным десяти сефиротам. Вместе они являют последовательную картину развития
качеств стихии. Король, дама и валет одной масти соответствуют трем
зодиакальным знакам этой стихии: король - основному, кардинальному или знаку
воли, начинающемуся в точке равноденствия или солнцестояния, дама - стабильному
знаку или знаку чувства, а валет - изменчивому знаку или знаку разума. Так, в
масти червей, воплощающей принцип энергии, король - это Овен, для которого
энергия реализуется как начальный импульс его воли. Дама - стабильный знак
Льва: энергия служит развитию чувств и продолжению эволюции. А изменчивый знак
Стрельца, соответствующий валету, владеет энергией разума, трансформирующего
мир.
Иногда в картах встречается также Рыцарь: он символизирует собой сезон (начиная
от кардиальной точки года соответствующей стихии): рыцарь огня (жезлов) - это
весна, которую начинает огненный знак Овен, рыцарь воды (кубков) - лето,
которое открывает водный знак Рак. Рыцарь воздуха - осень, со дня осеннего
равноденстия, соответствующего воздушному знаку Весов, а земли - зима, со дня
зимнего солнцестояния, начала земного знака Козерога. Иногда вместо рыцаря и
валета в картах присутствуют принц и принцесса. В картах колоды Алистера Кровли
рыцарь замещает короля, и там основной знак символизирует королева, стабильный
- принц, а изменчивый - принцесса. Традиционно же кардинальная роль отводится
мужскому персонажу.
Карты под номерами соответствуют последовательности сефиротов на мировом древе.
Двойка любой стихии символизирует собой изначальный бесконечный поток Хокмы,
возвышающийся над противоречиями и пробуждающий к действию эту стихию. Тройка
выражает идею Бины, которая является основой воплощения: она соответствует
триединству двух полярных и связующего их третьего начала. Четверка, число
устойчивой и развернутой конфигурации квадрата, сответствует Хеседу,
созидающему универсальные формы.
Пять, символизируя Гебуру, выражает принцип индивидуального развития (и потому
столкновения с объективной реальностью: все эти карты в быту обычно трактуются
как несчастливые). Шесть, соответствуя Тиферету, отражает совершенство развития
стихий в найденной гармонии внутреннего и внешнего. Семь, соответствуя Нецаху,
являет завершенность развития психической реальности и готовит почву для
перехода на иной уровень.
Восемь, соотносящееся с Ходом, символизирует начало этой трансформации,
осуществляемой первонально силами человека в опоре на свой разум. Девять,
отражая Йесод, раскрывает механизмы изменения и указывает на результаты, к
которым оно ведет. И, наконец, десять, как число Малькута, являет воплощение
начатых трансформаций в действительность.
Эти девять карт, отражая принципы начала, развития и трансформации, в свою
очередь соответствуют основному, стабильному и изменчивому знакам. В каждом
знаке три декады по 10 дней каждая. Двойки, тройки и четверки символизируют
декады основного, пятерки, шестерки и семерки - стабильного, а восьмерки,
девятки и десятки - изменчивого знака. Например, двойка жезлов - это первые
десять дней знака Овна, шестерка кубков - вторые десять дней водного знака
Скорпиона, а десять дисков - конец изменчивого знака стихии земли: третья
декада Девы.
Карты с картинками Короля, Дамы, Валета и Рыцаря, а также под номерами, не
несут в себе столь глобального смысла строения Мироздания как цинароты,
описывая лишь механизмы жизненнего п
|
|