|
е индоевропейский корень gen звучит в
русском слове "женщина", задача которой в продолжении рода, и в имени Геи-Земли,
детьми которой мы все являемся. Римляне считали, что каждый человек имеет
своего гения, а иногда даже двух -- доброго и злого, и каждый из них наделяет
человека своим даром. Гений таким образом воплощает качества натуры человека,
возвращая нас к сатурнианскому понятию индивидуальности и судьбы. Латинское
слово натура -- "природа": от "nascor", первоначально "gnascor"-- "рождаться",
тоже возводят к корню gen.
Римским гениям соответствуют греческие демоны, олицетворяющие роковые силы
судьбы и также раскрывающие характер человека. Они тоже бывают добрыми и злыми,
и иногда считается, что добрые демоны -- это исчезнувшее поколение древнего
золотого века, занимающее промежуточное положение между богами и людьми. А
индийские прародители питары ("отцы") в силу своей древности уже прочто перешли
в разряд далеких небесных богов. Эти бессмертные, пирующие с первопредком Ямой,
исполняют роль устроителей Вселенной, украшая небо звездами и устанавливая
чередование дня и ночи -- хотя мир питаров отличен от мира богов.
Как показывает история развития сознания, человек определял себя через образы
его земли. Поначалу он не мыслил себя через образ небесного бога, ибо тот
символизировал для него прежде всего природу. Зато древние племена нередко вели
свой род от животных. Для древних духи местности нередко выступали в образе
характерных зверей и птиц данной территории -- и потому сливались с
первопредками, закрепившими эту территорию за своими потомками, в единый образ
тотемного животного. Тотемы исполняли сатурнианскую функцию хранителей рода и
своей земли. Таков индейский племенной бог Ицамна, изображаемый в виде птицы
каймана или древнего старика, который потом становится демиургом и покровителем
возникших городов-государств. Образ созданной им Вселенной в виде дома,
образуемого телами четырех кайманов, отражает ту веху человеческой мысли, когда
мир действительно стал мыслиться своим домом, и опорой такого видения человеку
послужил образ бога-покровителя своей земли.
Тотемные животные существовали у всех народов, и если говорить о нашем, то само
слово "русский" по одной из гипотез ведет свое начало от названия
тотема-медведя -- "рус" (такой же корень в латинском ursus и персидском аrsa,
что значит "медведь"), которое было запретным и потому заменилось иносказанием
"мед ведающий". Для японцев тотемами были рыбы, которых, чтобы не произносить
сакрального имени, они иносказательно называли "животные с плавниками широкими,
животные с плавник
ЗАКОН ВРЕМЕНИ И ЗЛО СМЕРТИ
Само существование длится так, как длится судьба, как длится время,
ограничивающее его отрезок. Наблюдение за временем подводило человека к
пониманию предопределенных законов бытия: ведь день всегда сменяла ночь, за
осенью следовала зима, и то, что было рождено, всегда должно было исчезнуть.
Нить времени или судьбы -- широко распространенный мифологический образ,
символизирующий продолжение процесса и его конец: в момент смерти человека нить
его судьбы обрывается. Крутящееся веретено греческой Ананке -- одной из мойр,
прядущей нить времени -- воплощает идею незыблемой оси мира, того стержня и
закона, на котором держится установленный миропорядок и вокруг которой строится
предопределенный вращением веретена времени ход вещей. Кроме мойр, нити времени
прядут, определяя судьбы людей, римские парки, скандинавские норны,
англосакские вирды, латышские лаймы и русские рожаницы, сопутствующие богу Роду.
Интересно, что русские слова "время" и "вертеть" (также "веретено", "веко" как
то, что поворачивается, "вечер" и "вчера") имеют общий корень (и.е.wert),
который связан и с сатурнианским образом ограниченого отрезка пути в словах
"веха" и "верста", и присутствует в слове "веревка", возвращающему нас к образу
нити. К тому же корню восходит индийское понятие закона vrata, которое
трактуется как установленный порядок и завещанный людям образ жизни. Аналогию
времени и ткачества доносит до нас сегодня родство слов "ткать" и "сутки". А
латинское слово "время"-- tempus происходит от значения "тянуть": ему
родственны наши слова "томить, утомленный" и "тяжелый" (от "тяга"): последнее
вполне отражает характер Козерога.
Греки понимали под мойрами ту часть, долю, участь, которую человек получает от
рождения и которая затем сопутствует ему до смерти. Они распределили функции
мойр в соответствии с представлением о времени. Лахезис ("участь, жребий")--
определяет судьбу ребенка еще до рождения, Клото ("пряха" от и.е."kole"--
"плести") ткет нить событий жизни, а Атропа (от греч."a-tropos"--
"необратимый") обрывает ее, когда истекает срок существования. Образы мойр
отражены в названиях небесных астероидов. Малая планета Мойра символизирует
предначертание в широком смысле -- долю и участь человека среди других людей;
Лахезис -- предсказание судьбы, приметы и предзнаменования до совершения
события; Клото -- сами события, которых трудно избежать; а Атропа -- неизбежный
конец этих событий и самого пути человека. С течением времени судьба
приближается к нам и ее неминуемость становится очевидной.
Невозможность изменить судьбу -- главная тема греческо
|
|