|
центром его может мыслиться очаг, жертвенник (к этому
образу мы вернемся, говоря о Гестии/Весте) -- а потом, по аналогии с ними
Солнце, являющееся основой видимого круговорота времен года на Земле. В
Козероге Земля подходит ближе всего к Солнцу, давая родившимся в это время
великую внутреннюю силу и может сделать их стержневыми фигурами человеческой
истории, что доказывают судьбы Христа и Магомета. Начало Козерога -- поворотная
точка года, когда день начинает увеличиваться, и на него неслучайно приходятся
праздники и дни рождения главных богов -- таких, как авестийский Митра,
греческий Зевс или египетский Гор. Знак Козерога начинает год, и от него мы
отсчитываем время.
Сатурн -- это ось времени: зафиксированная точка движения каждый миг
изменяющейся Вселенной, которая становится точкой отсчета жизни людей. Такой
точкой-ориентиром для отдельного человека является его гороскоп: момент его
рождения, по которому мы определяем его характер. А задача астрологии -- чтобы
ось времени рождения стала стержнем личности человека, служила для него точкой
опоры и твердой землей посреди ненадежного океана жизненных стихий. Как этого
добиться? На этот вопрос отвечают все архетипические образы Козерога.
СОТВОРЕНИЕ ЛЮДЕЙ
Мифологически, начало отсчета времени -- сотворение людей. Таково наше
психологическое представление: лишь люди помнят о времени и фиксируют свою
историю. А человек в мифологии, как мы уже упоминали, никогда не мыслится
пришельцем с небес. Он понимается как нечто несомненно материальное, и потому
материалом для его создания нередко оказывается земля. Неслучайно в латинском
слове homo ("человек") слышится родственное ему humus ("перегной, почва").
Исполняя свою судьбу, человек возвращается в землю,-- а значит, она и была его
матерью.
Слово "земля", употребляемое в рамках этого архетипа, не является обозначением
чисто материальной субстанции, а имеет более глобальный смысл основы проявления
в этом мире самого духа. Сотворение человека -- это возникновение его разума и
памяти о себе самом. Можно спорить о том, возник ли человек из обезьяны или
другого, ныне не существующего на земле вида животных. Можно сомневаться,
главным ли фактором для активного функционирования мозга явилась прямота
позвоночника. Можно даже считать, что искра божественного разума спустилась с
небес: что толчок к пробуждению мысли дала еще неизученная людьми, неведомая,
нематериальная реальность. Но развитие сознания и памяти о себе происходит
путем материальной деятельности человека в мире.
И в мифах сотворение людей из дерева напоминает о том, что первыми орудиями
людей были палки-дубинки, которые они потом научились обрабатывать и
приспосабливать к своим нуждам, вырезая из дерева необходимые предметы.
Возникновение людей из камней возвращает нас к тем временам, когда человек смог
обработать камень и изготовил каменный резец. Если в мифе люди выходят из земли,
это доносит до нас память о начале земледелия, когда из почвы подымалось и шло
в рост посаженное зерно. А когда боги лепят людей из глины, это описывает
совсем поздний, гончарный процесс. По времени он далеко отстоит от ручного
рубила, но по сути служит продолжением сатурнианского обустройства человеком
своего мира: материальной и сознательной деятельности людей, которая является
темой архетипа Козерога.
Память сохраняет образ создателя-творца настолько, насколько человек сам
становится таковым. Он видит мир через свою деятельность, и это подтверждает,
например, родство слов со значением "глина", "гончар", "творить", "мир" и
"природа". Существуют параллели арабских tin ("глина") и tyn ("создавать,
устанавливать"), gbl ("замешивать, творить") и gblat ("состав тела, тварь,
природа, мир"); или еврейских yoser ("гончар") и ysr ("создавать, творец"). В
свете этого не покажется странным, что библейский творец, обучившись ремеслу,
вылепил Адама из красной глины. С самого начала своего самосознания человек
определял себя через свои навыки: именно это он отмечал и ценил в себе -- что
является характерной чертой людей, родившихся под знаком Козерога.
/Идея о том, что такие элементарные предметы, как палки-копалки, стали первыми
носителями самосознания человека, не покажется кощунственной, если вспомнить,
какую огромную роль во всех религиях играл фетишизм, и насколько человек, в
отличие от животного, до сих пор привязан к своим вещам. Как показывает
археология, палки и камни были первыми фетишами человека. Магическую роль
камней, которые дают их хозяевам все -- вплоть до способности повелевать миром
-- доносят до нас сказки. Именно поэтому мифы выбирают камень в качестве центра
Вселенной (вновь вспомним греческий омфал или арабскую Каабу).
Сейчас возникают теории, что кристаллическая решетка камней действительно
хорошо хранит некую информацию -- как хранят ее все предметы вообще.
Экстрасенсам необходимое знание о человеке дает неуловимое излучение его вещи:
возможно, пралюдям подобная информация была более доступной, чем нам? И не
только практика использования человеком камней и палок, а и оставшиеся на них
электромагнитные следы некоего предшествующего знания побуждали людей
совершенствовать орудия труда и вместе с ними свои мыслительные процессы? Тогда
будет пр
|
|