|
которые можно объяснить только вмешательством иных су-
ществ" (3, стр. 235). Необходимо было примирить законы космо-
са, основанные на всеобщей любви, с законами Земли, внешне
выглядевшими несовершенными и механистичными. Основыва-
ясь на строгом научном подходе, необходимо было оторваться от
материи (Нисходящий Узел – это прошлое) и устремиться к за-
предельному, к тем неизвестным космическим силам, чье присут-
ствие и руководящее влияние на человечество ученый ощущал во
всех земных событиях (Восходящий Узел в Рыбах – направление
развития). «Обдуманность космоса изумительна, он построен
так, чтобы давать себе только счастье. Какова же мудрость
причины, если и ее изделие – вселенная поражает нас до обмо-
рока" (3, стр. 37) «Причина есть высшая любовь, беспредельное
милосердие и разум» (3, стр. 38).
Третий уровень образован соединением Прозерпины и
Марса во Льве и Плутоном в Тельце ( в ), находящи-
мися в аспекте тридециля .
Этот уровень связан с полным контролем своей воли, с доб-
ровольным подчинением ее высшей целесообразности. Прозер-
пина концентрирует, направляет творческие импульсы (Марс),
заставляет действовать человека в рамках установленной им са-
мим необходимости. Эту личную волю необходимо было сгармо-
67
низировать с высшей волей – с Волей Вселенной (Плутон). Осоз-
нание этой связи было основным стабилизирующим фактором в
психике Циолковского, в этом он находил успокоение и блажен-
ство, достигал состояния внутреннего комфорта. Константин
Эдуардович совершенно свободно отдавал себя во власть высшей
воли, отводя себе скромное место.
«Ни одно существо не может проявить абсолютной воли...
Самое разумное существо исполняет только волю вселенной.
Она дала ему разум и ограниченную волю. Ограниченную — по-
тому, что эта воля, зависящая от разума, не может быть един-
ственным источником поступков: всегда может вмешаться
громада вселенной, исказить и не исполнить волю одного разу-
ма... Если нам и удается исполнить свою волю, то только пото-
му, что нам это позволила вселенная» (3, стр.41).
Третий уровень – уровень гармонизации. Планеты Прозер-
пина , Марс и Плутон ставят перед человеком вопрос
страданий, жизни и смерти, который должен быть решен поло-
жительно. «Смерть есть одна из иллюзий слабого человеческого
разума... Вселенная так устроена, что не только сама она бес-
смертна, но бессмертны ее части в виде блаженных существ»
(3, стр. 44). Циолковский даже рассуждает о радости смерти:
«Этой радости на Земле в настоящее время не имеют ни жи-
вотные, ни люди. Между тем как она должна быть, но сознает-
ся лишь немногими мудрецами» (3, стр. 202). «Уничтожения нет,
а есть только преобразование. Тяжелая и дурная земная жизнь
есть случайность, очень редкая во вселенной. В общем, все рож-
дения и жизни прекрасны. И ничего, кроме этого, нас не ожида-
ет. Смерть есть радость, награда, неизмеримое счастье, хотя и
сопровождается на Земле болью» (3, стр. 205). «Смерть есть
только переход одного состояния материи в другое, от одного
чувства к другому иного напряжения» (3, стр. 215).
Четвёртый уровень обозначен Венерой во Льве ( в ) и
68
Юпитером в Тельце ( в ), между которыми аспект квадратура
. Жизнь требовала от Циолковского активного проявления сво-
их чувств, конкретного, творческого воплощения принципов гар-
монии, красоты и любви. Его космические философские концеп-
ции в реальной жизни должны были преломиться в учение люб-
ви.
Реально этот уровень проигрался как учительство (Юпитер).
Константин Эдуардович долгое время преподавал точные науки в
различных учебных заведениях, в том числе в Калужском епар-
хиальном женском училище (Венера) – непростое занятие для че-
ловека слабослышащего. Это было необходимо для реализации
его научных проектов, так как давало средства к существованию.
Запросы, проекты были огромные (Юпитер – самая нескромная
планета), но реализовать их было непросто: приходилось много
работать (квадратура), ограничивая себя в малых удовольствиях
ради Чего-то большего. «Я никогда не угощал, не праздновал, сам
никуда не ходил и мне моего жалованья хватало» (4, стр. 408).
«Запас радостей следует расходовать при полезной деятельно-
сти, как награду за труд и как поддержку труда» (3, стр. 17).
Видимо, существовала определенная психологическая про-
блема. Циолковский считал, что предаваться чувствам недостой-
но человека, который стоит перед лицом космоса. Даже в своей
женитьбе он подчеркивал чисто прагматическую сторону, ни разу
не упоминая о любви к своей жене. «Пора было жениться, и я
|
|