|
нать его, слиться с ним – конечная, высшая цель эволюции чело-
века.
2 и 3- Атмическое и буддхическое тело у обычного челове-
ка не развиты, они пока еще пребывают в зачаточном состоянии.
Частичное развитие (пробуждение) они получат в шестой и седь-
мой коренной расе, более полное – в последующих кругах эво-
люции (в пятом, шестом и седьмом). О расах и кругах эволюции
мы с вами поговорим позже.
4. Каузальное тело, или огненное тело, является бессмерт-
ным, в нем сосредотачивается весь жизненный опыт, который со-
бирает личность во время своего воплощения на Земле. Все самое
ценное сначала переходит в астральное тело, затем в ментальное,
а потом – в каузальное. Каузальное тело соответствует высшему
разуму человека, синтетическому сознанию, разуму, способному
к интеграции, синтезу, созиданию, разуму, не замутненному низ-
менными страстями и желаниями. Синтетическое, интегральное
сознание человека пребывает в условиях несравненно более вы-
соких, чем наша физическая Вселенная, и потому он не может
действовать непосредственно на свое физическое орудие – мозг.
Чтобы войти с ним в сношение, он отражается в аналитическом
сознании, которому соответствует низший манас, земной разум.
Земной разум (аналитическое сознание), в свою очередь, прежде,
чем достичь головного мозга, должен воздействовать на астраль-
ный мозг, затем на эфирный, а потом уже – на физический.
130
Такая длинная цепочка, естественно, замутняет, искажает ис-
ходный, чистый импульс, посылаемый высшим умом, поэтому
так важно держать свое астральное и ментальное тело в чистоте,
131
незамутненными. А мы свое физическое тело не можем содер-
жать в рабочем состоянии, не говоря уж о том, чтоб практиковать
чистоту желаний и чистоту мыслей. Высший ум – это то, что от-
личает нас от животных, это чисто человеческое достояние. Но, к
сожалению, у большинства людей это тело пребывает в жалком,
неухоженном состоянии, в нас пока еще очень мало человеческо-
го и так много животного.
5. Ментальное тело, или низший ум, земной ум, служит
мостом между земным человеком и его божественной сутью. С
одной стороны, аналитическое сознание (рупа манас) граничит с
чистым разумом – арупа манасом, а с другой – с астральным те-
лом, которое подвержено страстям и желаниям. Поэтому у каж-
дого человека есть три пути использования своего ментального
тела:
1) путем неослабных усилий человек может подняться к сво-
ему источнику и слиться воедино с высшим манасом;
2) человек может отчасти стремиться вверх, отчасти – вниз,
что вызывает ту постоянную борьбу, которую можно наблюдать
у большинства людей;
3) он может подчиниться низшему, страстному началу и как
бы раствориться в нем.
Ментальное тело хорошо развито у большинства людей, оно
не повторяет формы физического тела (подобно астральному и
эфирному телу), имеет овальную форму, заметно выступает за
границы физического и астрального тела, и чем больше у челове-
ка развита мыслительная природа, тем больше это тело увеличи-
вается в объеме. Материя ментального тела находится в постоян-
ном движении, в постоянном звучании, в постоянных переливах
световых оттенков (наши земные цвета являются лишь грубой
пародией этих цветов), любая мысль сразу отражается на форме и
цвете ментального тела. Возвышенные мысли окрашивают его в
светлые, чистые, светящиеся цвета, низменные мысли момен-
тально замутняют ментальное тело, как пятна грязи, расплывают-
132
ся по нему.
6. Астральное тело, или тело желаний, окружает физиче-
ское тело, повторяя его форму и выступая за его пределы на 0,5 –
2 метра. Выступающая часть астрального тела называется аурой.
Астральное тело неразвитого человека представляет собой об-
лачную, неясно очерченную массу астральной материи низшего
типа, ткань которой сравнительно плотна и груба и резонирует
только на животные вожделения. Окраска его тусклых, грязных
оттенков: коричневые, мутно-красные, грязно-зеленые цвета.
Злоба, гнев дают алые вспышки, молнии с синеватым оттенком;
страсть, вожделение – грязный, темно-красный цвет и т.д.
В астральном теле находятся центры (органы) астральной
деятельности – чакры, или чакрамы. Семь основных чакр, кото-
рые соответствуют семи телам человека, семи космическим ми-
рам, семи планетам, расположены вдоль позвоночника. Кроме
этих основных чакр есть второстепенные (их насчитывают 49) и
малые чакры (которым числа нет, каждый физический орган че-
|
|