Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астрология :: Авессалом Подводный :: ТРАКТАТЫ :: 1. ЗНАКИ НА ПУТИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 27
 <<-
 
екватным 
является представление об "электронном облаке", в пределах которого "размазан" 
электрон, оказывающийся при наблюдениях с определенными вероятностями в 
различных частях этого облака. Конечно, жесткое распределение вероятностей 
дальнейшей судьбы является определенным ограничением свободы воли, но все же 
гораздо лучше лапласовского детерминизма. Впрочем, трудности современной физики 
показывают, что и с электроном не все так просто, и, вероятно, в следующей 
модели, которая продолжит квантовую механику, электрону будет предоставлена еще 
большая свобода воли.
"Свобода воли у растений и животных связана с инстинктом и употребляется для 
выживания; все их действия запрограммированы" - подобная точка зрения, 
оставляющая свободу воли только человеку, весьма распространена. Однако, если 
отвлечься от привычного антропоцентризма, то следует признать, что у каждого 
животного и растения есть своя индивидуальность, неповторимость, а выбор, 
который оно постоянно совершает, диктуется не только внешними силами и 
заложенными эволюцией рефлексами, но и чем-то личным и притом не связанным с 
борьбой за существование данного животного или его вида.
Аналогично, у человека выбор в любой ситуации определяется не только борьбой за 
существование. "Не хлебом единым жив человек, но словом Божьим". "Божье слово" 
- это как раз творчество.
Человек, как и все живое, использует свободу воли в двух основных направлениях 
- выживание и привнесение в мир гармонии (разумеется, это разделение условно, 
так как выживание само по себе противоположно смерти, то есть хаосу). 
Инстинктивное стремление к гармонии свойственно всему живому, но с проявлением 
Духа в человеке последний начинает указанное стремление осознавать, и тогда он 
может сознательно направлять свой выбор к этой цели. При этом проявления 
свободы воли начинают несколько менять свой характер, так что в языке даже 
появляется специальное слово: творчество.
По мере духовного роста человек все более отчетливо видит в каждом конкретном 
случае возможные последствия своего выбора в рамках не только личной судьбы, но 
и судьбы мира (впрочем, для него эти понятия постепенно сближаются). При этом, 
если варианты выбора и их последствия суть информация, представляемая Богом, то 
оценка этих последствий и собственно выбор уже определяются неповторимой 
индивидуальностью данного человека. По мере духовного роста улучшается и 
возможность оценки последствий выбора: человек все больше воспринимает мир как 
целое и все лучше оценивает влияние своих поступков на судьбу мира. Однако 
критерии гармоничности у каждого человека индивидуальны, хотя и согласованы в 
целом общим замыслом Творца, давшего каждому живому существу частичку Себя.
И именно с индивидуальными особенностями эстетического восприятия связана сама 
возможность индивидуального творчества, то есть своего вклада в процесс 
Бого-человеческого общения, выражающегося в творчестве.
Эстетический критерий
По сути дела эстетический критерий является основным при любом выборе, но на 
низших уровнях развития он несовершенен и остается неосознанным. Несовершенство 
эстетического критерия связано с узостью сознания (см. ниже гл. 3). Человек 
начинает с личного эгоизма (концентрация внимания на эго), затем постепенно 
включает в свое сущностное сознание интересы семьи, группы, нации и т. д. 
Стремление к гармонизации личности, когда круг внимания ограничен эго, приводит 
к чистому эгоизму в различных вариантах, обычно сводящих жизнь к тому или иному 
виду потребления, предметного или культурного, обычно с основной целью 
получения удовольствия.
С ростом духовного уровня неосознанный эгоистический критерий сменяется 
осознанным и затем моральным, с одновременным расширением сознания: моральный 
критерий предполагает включение в сферу восприятия других людей. Затем 
моральных критериев начинает не хватать и остаются чисто эстетические, которые 
к этому времени выходят в сознание: слова "хорошо" и "правильно" начинают 
заменяться словом "красиво".
Степень сознательности выбора растет вместе с духовностью. Не следует 
заблуждаться по поводу сознательности отдельных несущественных выборов 
(особенно в обыденной жизни). На низком духовном уровне выбор в существенных 
для духовного роста ситуациях происходит неосознанно, под действием инстинкта и 
внешних сил. Кажущиеся самостоятельность и осознанность выбора есть камуфляж 
подсознания. Конечно, человек совершил выбор сам, но фактически им управляли 
силы подсознания, которое воспользовалось приемом маскировки. Человеку кажется, 
что выбор осуществляется сознательно, но сознанием он лишь оценивает ближайшие 
последствия выбора и притом в несущественной области. В то же время 
инстинктивно он ощущает, что в иной сфере его выбор имеет другое, гораздо 
большее значение для будущего, и именно из подсознательной оценки вытекает его 
фактическое решение. Но для успокоения сознания подсознание ему подыгрывает, 
создавая видимость свободы выбора.
Вообще, рост внутренней честности есть существенный признак духовного развития.
С духовным ростом меняется и характер трудностей в ситуации выбора. Категории 
ограничительного свойства (долг, совесть) сменяются эстетическим критерием, 
свойственным творчеству в его обычном понимании. Человек начинает стремиться 
жить красиво в истинном смысле этих слов - он творит свою жизнь.
Постепенно исчезает самый неприятный момент в ситуации выбора, когда человек не 
знает, чего хочет, точнее говоря, его разрывают противоположные стремления и он 
не может оценить последствий выбора. Уменьшение какофонии хора внутренних 
голосов и желаний тесно связано с духовным ростом вообще и восприятием гармонии 
мира в частности.
Известное ощущение безысходности и богооставленности в ситуациях 
экзистенциального выбора, типа того, который описывает бравый солдат Швейк ("а 
потом вам пр
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 27
 <<-