Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астрология :: Авессалом Подводный :: ТРАКТАТЫ :: 2, ПСИХОЛОГИЯ ПОДСОЗНАНИЯ
 [Весь Текст]
Страница: из 38
 <<-
 
Трактат 2
ПСИХОЛОГИЯ ПОДСОЗНАНИЯ
Введение
Цели
Настоящий трактат является попыткой осмысления основных понятий психологии 
подсознания с точки зрения индийской философии, главным образом, философии 
Веданты в ее современном изложении (Свами Вивекананда, Йог Рамачарака, Бхагаван 
Шри Раджниш). По мере возникновения текста автору стало ясно, что его усилия по 
отделению своих мыслей и концепций от тех, на которые он опирался (в том числе 
принадлежащих З. Фрейду, Э. Берну и указанным выше авторам), не приводят к 
желаемому результату, в связи с чем он отказался от этого, тем более, что при 
этом отпадала необходимость описывать как восточную философию, так и западные 
концепции подсознания.
Автор отдает себе отчет в ограниченности предлагаемых им моделей психики; 
выражения типа "в то время как на самом деле..." и т. п. следует воспринимать 
не в их буквальном смысле, а как фигуры речи. Что касается терминологии, то 
автор по мере сил старался ее уточнять по ходу изложения; однако трактат 
написан скорее как литературно-философский, чем научный, и исходный смысл всех 
терминов, в особенности психологических, таков как в литературном языке, а не в 
специальных монографиях.
Хотя автор внешне стоит на выраженных идеалистических позициях, по существу 
описываемые модели психики легко могут интерпретироваться с более или менее 
материалистической точки зрения. Однако автору было важно использовать именно 
ту терминологию, в которой этот трактат написан. Понятия, которых не удается 
избежать при обсуждении душевной жизни человека - это психическая энергия 
(основная валюта подсознания) и чакры (центры, через которые она проходит). Эти 
понятия в явном виде в современную западную психологию пока, к сожалению, не 
вошли.
Настоящий трактат является антинаучным - в том смысле, что автор постоянно 
апеллирует не к объективной реальности, а к довольно тонким и принципиально 
субъективным движениям души и явлениям внутреннего мира. Человек, не имеющий 
привычки самоанализа, может вполне искренне сказать: "Помилуйте, у меня ничего 
подобного и в помине нет, откровений не бывает, внутренние голоса молчат, 
ничего, кроме внешних обстоятельств, на меня не давит". Для такого человека все 
излагаемые автором концепции и критерии покажутся плывущими и произвольными; 
это вообще стандартный упрек к восточной философии, не дающей точных внешних 
рациональных понятий и критериев. Однако эти трудности в природе вещей. Мир 
внешний и тем более внутренний плохо поддается рационализации, и если западная 
мысль традиционно пытается представить его в виде чертежа, выполненного тушью, 
то на Востоке обычно пользуются как бы масляными красками, когда вблизи все 
(например, основные понятия) расплывается и делается многозначным, но тем не 
менее общий взгляд на всю систему в целом дает вполне отчетливую картину. 
Однако на Востоке к интуиции ученика апеллируют явно, а на Западе - втихомолку.
* * *
Одна из причин, сильно затрудняющих изучение подсознания, заключается в том, 
что последнему отнюдь не безразличен этот процесс. Холодный взор аналитика 
замораживает все душевные движения, и психика, естественно, вырабатывает 
соответствующие защитные механизмы. Поэтому мы, во-первых, вместо огня души 
видим пепел, а во-вторых, видим далеко не все, поскольку в существенные места 
нас (в виде рационального сознания) никто не пустит; о них можно догадываться 
лишь косвенно.
Основной целью автора было разобраться в структуре подсознания и его роли в 
психической жизни человека. Предлагаемая концепция никак не претендует на 
истину; это, скорее, один из возможных взглядов на вещи, который в некоторых 
случаях помогает что-то понять (вернее, интерпретировать) и связать воедино.
Терминология
Главные герои нашего повествования суть дух, эго и подсознание. Согласно 
древнему индийскому учению Веданте, у каждого человека есть индивидуальный дух 
(Атман), или его высшее "я", который следит за его духовным (эволюционным) 
продвижением и расширением его сущностного сознания (последний термин ниже 
будет уточняться). Конечной целью духа является такое расширение сознания, при 
котором человек полностью осознает свою высшую природу и отождествляется со 
своим высшим "я".
В психике каждого человека имеется ряд механизмов, поддерживающих его 
существование на текущем эволюционном уровне (в частности, как биологической 
единицы, члена вида и сознательного существа); применяя антропоморфный образ, 
мы говорим о низшем "я", или эго, осуществляющем указанные функции. Впрочем, 
эпитеты "высшее" и особенно "низшее" традиционны, но, видимо, неудачны; по 
мнению автора, правильнее было бы говорить потенциальное и актуальное (текущее) 
"я", соответственно; иногда далее будут использоваться именно эти термины.
Большая часть психических механизмов эго человеком не осознается и находится в 
подсознании в виде различных программ действий.
Человек живет в единстве ментальной (умственной), эмоциональной (душевной) и 
материальной жизни; мы будем говорить соответственно о мысли, чувстве и жесте. 
Духовная жизнь сама по себе не является, так сказать, наблюдаемой величиной. О 
движениях духа можно судить лишь косвенно, по определенным акцентам ментальной, 
эмоциональной и материальной жизни. Дух, однако, присутствует в любой нашей 
мысли, любом чувстве и жесте; просто он по большей части так глубоко скрыт, что 
ощутить его трудно. Основным признаком проявления духа служит такое качество 
реакции (мысли, эмоции, жеста), которое называется сущностным (экзистенциальным,
 глубоким, внутренне значимым), в противоположность поверхностному. Здесь 
след
 
 [Весь Текст]
Страница: из 38
 <<-