|
ния), а во-вторых, в последующем ощущении внутреннего обновления,
внутренней свободы и расширении сознания.
* * *
Так скорбим, но хороним,
переходим к делам,
чтобы смерть, как синоним,
разделить пополам.
И. Бродский
Из написанного выше не следует, что сознание человека бессильно против козней
подсознания; напротив, хитрые (а по большей части нехитрые) приемы последнего
вполне можно разгадывать. Однако для этого человеку нужно сначала признать или
хотя бы допустить как гипотезу, что у него внутри имеются различные силы,
которые хотят, оставаясь инкогнито, управлять его действиями.
Один из самых замечательных законов этого мира заключается в том, что когда
событие подготовлено, оно происходит. "Когда ученик готов, Учитель приходит", -
говорит восточная мудрость. И наоборот: когда готов Учитель, у него появляются
ученики. То же самое относится к познанию мира и своего " я ": если человеком
владеет не любопытство, а настоящая внутренняя потребность, то информация, а
также средства, надежно помогающие отличить истину от лжи, начинают поступать к
нему (почти) сами по себе. Критерий истины в познании, а тем более в познании
самого себя, единственный: глубокое внутреннее ощущение уверенности в том, что
это - так. Это ощущение нельзя ни с чем спутать, оно отличается от веры в
авторитет, от информации, полученной из любого косвенного источника, как
объемное изображение от плоского, как сильная любовь от легкого увлечения.
Внутренний мир поддается изучению еще труднее, чем внешний. Для того чтобы в
него проникнуть, нужно сильное желание. Человек, не подозревавший о наличии у
него подсознания и случайно о нем узнавший, начав любопытствовать, рискует не
обнаружить ничего и сделает стандартный вывод: все это фрейдистские штучки,
может, у невротиков подсознание и есть, но у нормальных людей, и во всяком
случае у меня лично, уж точно нет.
Действительно, добиться внутренней уверенности в том, что ты правильно
трактуешь события собственной жизни и приписываешь истинное авторство
внутренним голосам довольно трудно. И если человеку непонятно, зачем вообще
нужно все это "самокопание", то он точно не разберется в себе. С другой стороны,
если у человека появляется соответствующая внутренняя потребность, то (при
условии честности исследования!) он через некоторое время начинает получать о
себе информацию вместе с необходимой степенью уверенности в ее истинности.
Содержание этого трактата дает большие возможности для рационализации
внутренней жизни. Поэтому автор считает необходимым сказать следующее: любые
исследования и логические построения человека, касающиеся его внутреннего мира,
ценны и истинны лишь тогда, когда результат этих исследований сам по себе
мистическим образом освещается в его душе как несомненная истина,
безотносительно к степени логичности пути рассуждений, приведшего к нему.
Истина обязательно постигается как откровение; пути к ней уже не так
существенны.
* * *
У каждого человека в сознании имеется картина мира, которая играет
существеннейшую роль в его жизни. Прежде всего, эта картина мира определяет
способ мировосприятия (например, то, что в эту картину не укладывается, человек
склонен просто игнорировать или забывать). Во-вторых, картина мира позволяет
человеку определять свое поведение и место в мире. И в третьих, картина мира
обеспечивает определенный уровень стабильности и комфорта в душевной жизни. По
этим и другим причинам подсознание стремится обеспечить устойчивость картины
мира; в частности, в функции подсознания входит согласование с ней
информационно-энергетического потока, постоянно поступающего извне. Этот поток
подсознанием воспринимается полностью. Однако по двум существенным причинам он
не может быть воспринят непосредственно сознанием: во-первых, последнее
недостаточно дифференцировано, то есть не может видеть одновременно слишком
много деталей, а во-вторых, недостаточно широко. Сознание, в частности, картина
мира, нуждается в очень мощной защите от внешнего информационного потока (иначе
человек сойдет с ума). Эту защиту обеспечивает подсознание, которое обладает
такой властью, что ни одна мысль (наблюдение, чувство, желание), к которой
сознание не подготовлено, не появится в голове человека, не будет им осознана.
Появиться может лишь легкий косвенный намек: непонятный энергетический толчок,
неудобство и т. п. Если же какая-то мысль, к которой человек не подготовлен,
приходит к нему извне, то сработает защитный механизм, и в голове тут же
появится следующая мысль: "Это неправда, потому что этого не может быть".
Именно такова реакция ребенка, которому в грубой форме сообщают тайну зачатия.
Затем, под давлением фактов, заставляющих сознание принять истину, подсознание
начинает срочную работу по цензуре и адаптированию данного факта, с тем чтобы
он стал приемлем для сознания и хоть как-то уместился в картину мира.
Картина мира человека может быть уподоблена дому для его психики. Роль стен,
крыши и стекол играют различные защитные механизмы подсознания.
Информационно-энергетические потоки из внешнего мира могут быть уподоблены
дождю, снегу, солнцу, ветру, луне, диким животным из ближайшего леса. С
течением времени происходят два вида события. Во-первых, растет человек, ему
становится в доме тесно, душно и требуется более просторное помещение - это
влияние духа. А во-вторых, в ближайшем лесу появляются новые хищные животные
неизвестного вида, которые явно способны разрушить стену и даже иногда пытаются
это сделать - это агрессия внешнего мира. Правда, дом этот обладает
замечательным свойством самовосстановления - эго очень устойчиво по отношению к
любым воздейс
|
|