|
ознать.
В западной религиозной традиции Бог обычно связывается с любовью. На востоке же
есть и другой взгляд, согласно которому религия дает знание, а знание есть сила.
Не абстрактная и не косвенная, а прямая. Человек, постигший тайну
мироустройства, видящий законы кармы в ходе течения окружающей жизни, умеющий
читать символы, наделяется прямой (реализационной) властью над миром: он может
по своему желанию (в пределах, определенных его эволюционным уровнем) изменять
течение кармы, то есть фактически властвовать над миром. Пределы этой власти
определяются уровнем знания, который, в свою очередь, определяет точность и
границы доступной человеку информации.
Человек на пути знания (джнани-йога) идет словно в тумане; первоначальная
информация всегда как бы расплывчата, абстрактна, по видимости противоречива,
непонятно, как можно ее применять. И лишь после долгого и трудного путешествия
туман начинает постепенно рассеиваться, в голове появляется ясность, точное
мышление оказывается возможным, но только тогда, когда общий эволюционный
уровень человека становится достаточно высоким.
Поэтому идея создания точных и ясных ментальных моделей мира, всем понятных и
адекватных, в принципе не реализуема. Она ведет к дисгармоничной гипертрофии
ментального тела у людей и цивилизации в целом, ибо, как известно, эволюционный
рост не исчерпывается ментальным развитием. Но дело не только в этом. Сама идея,
что теория должна быть такова, чтобы ученику с самого начала все было ясно и
понятно (хотя и трудно), совершенно не соответствует естественному ходу
процесса познания. Ясность есть его последний этап, а вначале ученик должен
почти ничего не понимать, путаться и обретать ясность лишь в процессе
мучительной борьбы за нее.
Именно поэтому истинная мудрость обязательно представляется новичку туманной;
постичь истину на данном этапе своего развития он в принципе не в состоянии,
его голова не регистрирует потока на столь высоких частотах, поэтому он может
лишь составить себе некоторое смутное представление об истине, пытаясь затем
увидеть ее в жизни. Постепенно она ему откроется, и он поймет, что стояло за
строками священных книг, но с огорчением обнаружит, что в процессе познания
сильно изменился сам и не может объяснить открывшуюся истину своему сыну.
Положение с законом кармы похоже на ситуацию дорожного движения в большом
городе. Если нужно объяснить человеку, как ему следует добираться до
определенного пункта, то следует в первую очередь выяснить, что он знает и
может видеть. Если он живет в этом городе, объяснения будут краткими. Если в
другом - несколько длиннее. Если он вырос в деревне и не умеет отличить автобус
от троллейбуса, ему надо еще объяснить это отличие и показать, как садиться,
платить за билет и выходить. А теперь представьте себе, что он еще и слепой,
вернее, видит, но не понимает, что именно он видит:
- Вот это машина.
- Угу.
- А это что?
- Не знаю.
- Это тоже машина. А это что?
- Машина.
- Нет, это детская коляска...
- вот в таком стиле идет процесс обучения, то есть открытия глаз. И хорошо еще,
если человек хочет учиться!
Положение вещей, связанное с оформлением математики в точную науку в конце XIX
- начале XX веков (работы К. Вейерштрасса и Г. Кантора) имело колоссальное
развращающее влияние на науку в целом. Человечество нашло вкус в точности,
ясности, недвусмысленной простоте, достоверности предсказаний и ждет всего
этого от своей науки. В то же время оно явно не находится на эволюционном
уровне, необходимом для того, чтобы понимать законы природы с той точностью и
ясностью, к которой стремится и которую дают математические модели. Поэтому на
своем пути "научного" познания человечество стремительно движется вбок,
ухитряясь начисто игнорировать самые существенные законы эволюции и, в том
числе, собственного развития.
Выбор
Возвращаемся к теме поиска выхода из затруднительного положения, преодоления
испытания, перед которым ставит нас эгрегор. Далеко не всегда уровень
ментальных способностей человека и, главное, адекватность его ментальных
моделей соответствуют его эволюционному уровню. Если ментальный уровень
человека ниже его эволюционного уровня, то решения ему следует принимать,
полагаясь на интуицию, а не на разум, - до этого многие в ходе своей горестной
жизни доходят; другое дело, где именно черпать источники вдохновения для своей
интуиции - это далеко не безразлично.
Однако бывает (и в нашу эпоху довольно часто), что ментальный уровень выше
эволюционного. Это ведет к тому, что человеком овладевает трудно преодолимая
ментальная гордыня; он прекрасно строит ментальные модели и всевозможные
рационализации, но они плохо связаны с реальным течением жизни, то есть
неадекватны. О таком человеке говорят: "Умный, аж противно". Впрочем,
неадекватные ментальные модели портят жизнь не только людям с
гипертрофированным ментальным телом. Дело в том, что любой крупный эгрегор
содержит в себе большие и очень энергетичные ментальные сущности (мыслеформы),
которые снабжают мыслями, суждениями, платформами и жизненными позициями всех,
кто ему служит и имеет слабое ментальное тело. Эти, как говорят, "штампованные"
продукты мышления имеют большую власть над людьми и сильно тормозят
эволюционное развитие человека, переросшего в своем развитии эволюционный
уровень эгрегора. Следует
|
|