|
ома человек полностью отождествляется со
своей личностью, а личность не отделяет от физического тела. Здесь можно
говорить о психической реальности, но не о внутреннем мире, к различным
элементам которого у человека имеется определенное отношение. Здесь
самосознание развито очень слабо, человек на самом деле плохо отделил себя от
окружающего мира; он скорее скажет "больно", чем "у меня болит". На этом уровне
человек абсолютно доверяет своему восприятию и считает, что того, чего он не
видит или не ощущает, просто не существует. Наоборот, самовыражение идет
спонтанно и неуправляемым образом, причем, как правило, не вызывает чувства
стыда даже в социально малоприемлемых и неприемлемых ситуациях: у человека есть
глубоко и интимно встроенное ощущение, что каков он есть, таков уж есть, и мир
обязан его воспринимать и даже любить именно в этом виде. На этом уровне
человек не ощущает глубины своей психики, сводя свою индивидуальность и вообще
внутреннее содержание к внешним действиям и элементарным психологическим
реакциям. Поэтому для него очень остро стоит проблема самоутверждения, и он
вынужден утверждать себя (чаще всего психологическими играми) за счет других,
постоянно, буквально каждый день, поскольку невозможность проникнуть внутрь
себя, глубже самых поверхностных программ подсознания и элементарных ментальных,
эмоциональных и физиологических рефлексов, где только и можно обнаружить
что-то индивидуально ценное, заставляет его чувствовать себя постоянно голым,
пустым и ничтожным, если в течение нескольких часов он не получит этому
внешнего опровержения.
На этом уровне человек, как правило, носит одну-две совершенно жестких маски
(первую - для тех, кто ему подвластен, вторую - для тех, кто его сильнее) и
полностью себя с ними отождествляет (обычно того же мнения держатся и
окружающие). При этом каждая из этих масок, то есть ипостасей личности, дает
очень сильное искажение информации и энергетического потока как при восприятии,
так и при самовыражении; самообман и обман внешнего мира происходят, в
частности, вследствие грубой профанации мира для человека и, наоборот, в связи
с необходимостью уложить транслируемые потоки в очень примитивные рамки и схемы.
Люди, например, делятся на хороших и плохих (в основном, по критерию
приносимой ими данному человеку пользы), умных и дураков (то есть тех, кто с
ним согласен, и остальных) и т.д., причем эти характеристики чаще всего имеют
характер ярлыков, то есть приклеиваются навечно, независимо от дальнейших
событий. В психической реальности преобладают два состояния: агрессия и
блокировка, иногда под видом полной покорности и пресмыкания перед
превосходящей силой, причем переключение из одного состояния в другое может
происходить очень быстро, нисколько человека не смущая.
На втором уровне проработки первого дома происходит полное отделение человека
от окружающего мира; теперь он может говорить о себе, взирая на свою личность
как бы со стороны. "Как бы" означает, что субъективный и пристрастный оттенки
остаются, но, по крайней мере, человек может выслушать чужое мнение о себе, не
совпадающее со своим собственным, и попытаться увидеть себя чужими глазами. На
этом уровне человек в определенные периоды своей жизни, особенно в юности,
пытается понять, что же такое есть он сам, и в чем заключается его
индивидуальная неповторимость. Обычная на втором уровне проработки точка зрения
на личность сводится к тому, что это набор черт характера, индивидуальных
склонностей, способностей, талантов, реже - особенностей восприятия. Человек
считает, что личность (свою и чужую) нужно формировать, но не относит это
занятие к числу важнейших для себя. Его взгляды на эту проблему почти полностью
продиктованы общественным сознанием и подсознанием, которые считают, что
личность важна для вождей и руководителей, словом, лидеров, подчиняющих себе и
ведущих за собой коллективы, а остальным важнее заниматься своим конкретным
делом: ковать чугун, участвовать в запланированных манифестациях и т.д.
Но все же определенную внутреннюю жизнь человек в себе уже замечает, а главное,
ее себе разрешает: здесь уже можно говорить о внутреннем мире, пусть
примитивном. Во всяком случае, человек по-разному относится к элементам своей
внутренней жизни, что-то одобряет, что-то осуждает, а что-то и не принимает в
себе вовсе и пытается подавить или изжить. Материализуется, хотя бы частично,
понятие внутренней работы и появляются реальные внутренние причины для
самоуважения; теперь самоутверждение в некоторой мере идет изнутри и самооценка
человека не так тотально зависит от внешних обстоятельств.
На этом уровне искажения внешнего мира при восприятии уже не так сильны и в
большой мере однотипны у всех людей данного социального круга, который и
формирует главные черты личности на втором уровне ее проработки. Здесь
восприятие определяется набором социальных клише, который значительно богаче,
чем на предыдущем уровне, и дает возможность адекватного существования в
социуме. Соответственно, возможность самовыражения тоже определяется скромным,
но приличным набором социальных штампов, в большинстве случаев вполне
устраивающим человека. В редких случаях, попадая в сильные энергетические
потоки (например, пылко влюбляясь), человек ощущает недостаточность имеющихся в
его распоряжении выразительных средств, но легко с этим смиряется. Вопрос о
самоутверждении и самореализации по-прежнему решается на социальном уровне, то
есть основным критерием служат внешние достижения человека, особенно социально
признанные; личные заслуги и усилия ценятся человеком, в основном, лишь те,
которые видны его референтному кругу, а лучше всему своему народу.
На третьем уровне проработки первого дома человек учится видеть свою личность
как поверхностный слой своего внутреннего "я". Другими словами, теперь у него
есть достаточно большой и дифференцированный внутренний мир, который
развивается по своим законам и в котором человек может различными способами
себя вести, чему-то радоваться, чему-то огорчаться, что-то менять, словом, жить.
Теперь лич
|
|