|
де. Он хочет извлечь из нее максимум
благ и удобств, игнорируя законы ее развития, а точнее, полагая их
отсутствующими, то есть воспринимая среду как косную, мертвую, не изменяющуюся
вообще и от его взаимодействия с ней в частности. Рыба как ловилась, так и
всегда будет ловиться, железо как находилось, так и не исчерпается, а вообще
после нас хоть потоп. При этом система ценностей бывает обычно практически
полностью сформирована сознанием и подсознанием соответствующего социального
слоя, и никакая иная не мыслится и не имеет права на существование. Любой
человек с иными ценностями либо придуривается, либо психически неполноценен,
либо социально опасен и по возможности должен быть изолирован от общества. На
этом уровне общая этика взаимодействия с внешним миром зиждется на следующих
китах: лучше иметь, чем не иметь; иметь - значит безраздельно владычествовать,
подчиняя любой своей прихоти; доверять можно только тому, что полностью
принадлежит тебе; лучше брать, чем давать, а давать следует лишь в долг или
обмен; все остальные люди думают ровно так же. Для этого уровня характерно
ощущение жесткости и императивности давления внешнего мира, и ссылка на внешние
обстоятельства воспринимается как очень убедительная. Внешнее самоутверждение
идет сообразно имеющемуся капиталу и материальным владениям, так что его
критерии на взгляд самого человека чисто внешние; впрочем, представление о
внутреннем мире и внутренних ценностях на этом уровне обычно отсутствует.
На втором уровне проработки второго дома человек осознает ограниченность
возможностей внешнего мира по отношению к аппетитам его эго; теперь он стоит на
позициях "разумного потребления" и заботы о непосредственно окружающем его
внешнем мире как источнике благ, стараясь его не истощать. Например, приходя в
интересные ему гости, он старается уйти настолько рано, чтобы его позвали и в
следующий раз, и с той же целью на прощание обольстительно улыбнется хозяевам.
На этом уровне внешняя среда представляется в принципе развивающейся, но законы
ее развития воспринимаются механистически, то есть она уподобляется бассейну, в
который вода втекает через одну и вытекает через две трубы, или наоборот, в
зависимости от уровня преуспеяния человека.
На этом уровне общая этика по большей части тоже социально наведенная, но
человек позволяет себе, например, под влиянием импульсов совести, отступления
от нее. Система ценностей в основном определяется ценностями в свободно
конвертируемой валюте, но появляются и иные: независимость в выборе своей
судьбы, уровень самовыражения в творчестве, адекватность места в жизни,
эмоциональная удовлетворительность жизни и некоторые другие. Правда, многие из
этих ценностей воспринимаются формально, шаблонно и, в конечном итоге, с
оглядкой на денежный эквивалент, но взгляд уже оторван от идеи чисто
эгоистического потребления.
Внешнее самоутверждение здесь становится противоречивым. С одной стороны, оно
вроде бы должно идти по мере приближения к внешнему социальному идеалу
(президент, капиталист, солист оперного театра), но, с другой стороны,
обнаруживается, во-первых, некоторая его расплывчатость, а во-вторых, непонятно
откуда берущиеся внутренние реакции, обесценивающие многие очевидные и
социально одобренные достижения человека. В растерянности он может на минуту
всерьез подумать о духовных ценностях, но они в его сознании представлены
жизнью без прямого обмана и подлости и регулярным чтением художественной
литературы или просмотром актуальных театральных постановок, что проблемы не
решает.
На третьем уровне проработки второго дома происходят качественные изменения.
Человек начинает ощущать себя как неотъемлемую часть внешнего мира, а его как
нечто живое, развивающееся, одушевленное и во многом осмысленное существо,
сильно в нем, человеке, нуждающееся. Ему кажется, что когда он делает все
правильно, погода улыбается, а если плохо, то хмурится, а в минуты уныния и
разочарования окружающий мир словно пытается его поддержать и наставить на путь
истинный. Теперь общая этика может сильно расходиться с социальной, а главное,
- гораздо более подробна, то есть регламентирует поведение человека в гораздо
более широком круге ситуаций; иначе говоря, жизнь становится значительно
ответственнее и требует большего внимания, а промахи обходятся существенно
дороже, чем раньше (по внутреннему ощущению).
Шкала ценностей здесь сильно отличается от социально утвержденной, что человеку
трудно пережить, и ее приходится постоянно отстаивать перед самим собой, не
говоря о ближайшем окружении. Материальные ценности становятся важными не сами
по себе, а как вспомогательные средства, обеспечивающие человеку необходимые
для его целей условия, главное из которых - свобода духовного развития и
самовыражения. На этом уровне человек ощущает взаимосвязь внутреннего и
внешнего миров, но основной акцент для него стоит на идеальных ценностях
культуры, а низшие проявления внешней среды он склонен игнорировать,
недооценивая их роль в своей жизни. Вместе с тем, он ощущает известную
независимость от внешних условий и обстоятельств жизни и, соответственно, может
быть очень непритязательным к окружающей внешней среде, в любом случае
предъявляя основные претензии к себе лично.
На четвертом уровне проработки второго дома человек сильно расширяет свои
представления о внешнем мире и среде, включая в них наряду с материальным также
и тонкий мир, в частности, его астральный и ментальный планы. Ему виден также
частично и каузальный план, то есть кармические программы, и он видит их
проявления как во внешнем, так и во внутреннем мирах. На этом уровне человек
воспринимает внешние события как символические отражения процессов, идущих во
внутреннем мире, и умеет связывать эти два мира воедино, в частности,
интерпретировать внешние события как проявления внутренней жизни и наоборот.
Теперь внешняя и внутренняя этики сливаются воедино: человек знает, что его
мысли, эмоции
|
|