|
все более и более очевидными, но человек их упорно не замечает до тех пор, пока
с ним не начинают происходить неприятности уже на уровне жизни и смерти или
пока не ломается вся его привычная жизнь, и тогда ему приходится узнать, что
Божественная любовь не всегда является в виде чистых благодеяний, и что у Бога
любви имеется и свой гневный лик, что Он умеет и настаивать, и развеивать по
ветру самые прочные заблуждения, когда тому приходит срок.
Если на варварском уровне проработки анахаты человек совсем не понимает, что с
ним происходит, то на любительском уровне первые проблески этого понимания у
него уже появляются. Он сознает, что является объектом особого любовного
внимания со стороны окружающего мира, и он способен в некоторых случаях нести
эту любовь вовне, однако он не делает это главным делом своей жизни, а играет с
энергией благодати и смотрит (не слишком внимательно), что из этого получается.
Ему бросается в глаза, что эта благодать несколько увеличивает его власть над
миром, но она не дает ему возможности реализовать серьезные программы
манипурного толка, которыми он может быть увлечен, и поэтому он не придает ей
большого значения. Он замечает также, что у него бывают проблески видения и
интуиции, которые почти чудесны, и склонен ими пользоваться и им доверять, но,
в целом, не придает им большого значения. Вместе с тем, до него уже доходит
ценность анахатной энергии и ее отличие от энергии манипуры, и это
обстоятельство настраивает его внимание, особенно когда поток анахаты силен;
когда же он ослабевает, то человек любительского уровня забывает о нем и сам
для себя делает вид, что может прожить и так. По крайней мере, сколько-нибудь
серьезных усилий для восстановления потока благодати он не прилагает и жертв
для этого не приносит. Это уровень хорошего, доброго человека, снисходительного
к окружающим, но поддерживающего свой уровень доброты, снисходительности и
внимания лишь до тех пор, пока у него все более или менее в порядке. Если же
его обстоятельства сильно ухудшаются и природное добродушие сменяется гневом,
он не считает это чем-то особенным и позволяет себе поведение, выходящее за
рамки анахаты. Всерьез к анахатному потоку он не привязан.
И, наконец, на третьем, профессиональном уровне проработки анахаты, человек уже
не мыслит себя вне потока благодати. Это уровень святого, основной смысл и цель
жизни которого заключены в Божественной благодати, которую он не только
отчетливо ощущает, но и считает необходимым ей соответствовать всем образом
своей жизни. На этом уровне способности к ясновидению, видению прошлого и
будущего, проникновение в тайную суть явлений присутствуют постоянно, но
человек не придает им слишком большого значения, понимая, что они представляют
собой не более, чем косвенные следствия того общего Божественного внимания,
которое он по воле Божьей имеет и которое поддерживает всеми силами своей души
и тела.
Глава 5
Вишудха
Я хотел бы жить, Фортунатус, в городе, где река
высовывалась бы из-под моста, как из рукава - рука,
и чтоб она впадала в залив, растопырив пальцы,
как Шопен, никому не показывавший кулака.
И. Бродский
Три высших эволюционных уровня (вишудха, аджна и сахасрара) представляют
видение объекта не в пределах бесконечной и непостижимой (или малопостижимой)
среды, как на низших трех уровнях, а в пределах мира, который проходит три фазы
эволюции: на сахасраре мир един, на аджне он представлен своими качествами, а
на вишудхе он представлен элементами, одним из которых и является наш объект.
Таком образом, при выходе на вишудху основной акцент переходит на среду,
которая отныне представляет собой единый и законченный мир, обладающий полной
системой качеств и разделенный на объекты - но в каждом из этих объектов мир
потенциально отражен весь целиком. Однако на уровне вишудхи это обстоятельство
остается как бы за кадром, оно не находится в центре внимания, хотя и ощущается.
На вишудхе мир состоит их форм, и одной из этих форм является наш объект.
Таким образом, если на манипуре ключевые слова это “элементы” и “структура”, то
на вишудхе ключевое слово это “форма”. “Структура” подразумевает внутреннее
строение объекта, “форма” подразумевает участие объекта как элемента в едином
окружающем мире.
Таким образом, в случае вишудхи окружающая среда представляет собой порожденную
некоторой единой мыслью совокупность форм, которые самым интимным образом
переплетены друг с другом и в некотором смысле родственны. Между ними
существует очень большое количество связей и, вместе с тем, они различны:
каждая из них имеет свою определенную, отчетливую индивидуальность и заполняет
свою уникальную нишу, которой данный объект необходим и где он нашел свое место.
При этом он обладает определенной свободой, но эта свобода не
индивидуалистического толка, она не идет за счет окружающей среды, а, наоборот,
его устремления заключаются в том, чтобы вписаться в эту среду наиболее
органичным образом.
Отличие вишудхи от анахаты заключается в том, что если на анахате
“органичность” и “естественность” суть понятия совершенно интуитивные и никак
не относящиеся к числу инструментальных, то на вишудхе, наоборот, они
совершенно конкретны, и истинная, глубокая и тонкая адекватность и нахождение
своего точного места достигаются не интуитивно, а точно найденными усилиями,
которые на человеческом языке обозначаются такими словами, как “мастерство”,
|
|