|
Представления о психике. Представления прагматика о внутреннем мире и
подсознании, если он всерьез проникается этими предметами, причудливы и
многообразны. Для него черты характера, инстинкты, вытесненные желания
представляются чем-то совершенно конкретным, например, различными существами
или сущностями, которые ведут в его психике автономное существование,
проявляясь в виде внутренних импульсов или желаний. Если он скажет вам :”Это не
я, это моя лень”, - то не надо думать, что он говорит о чем-то абстрактном: для
него лень существует в виде определенной сущности вроде морской коровы, живущей
во вполне определенном заливе его внутреннего пространства, и эта корова
физически не дает ему возможности сходить в магазин, починить автомобиль или
исправить двойку.
Особенно трудно прагматику сформировать представление о личности, как своей,
так и чужой: она представляется ему состоящей из бесконечного множества
различных проявлений, которые с чрезвычайным трудом увязываются друг с другом,
и даже не вполне понятно, что означает в данном случае слово “увязываются”:
представление о том, что за различными психическими проявлениями стоит что-то
единое, дается ему с большим трудом и является для него чересчур абстрактным.
Если это гармоничный человек, он скажет: “Сегодня я такой, завтра - другой,
послезавтра - третий, и что же в этом плохого?” И в самом деле, что?
Обучение. Прагматику очень трудно усваивать абстрактные понятия и общие идеи.
Если ему нужно их освоить или хотя бы запомнить, он прибегает к внутреннему
представлению (моделированию) их на более конкретном материале, состоящем из
реальных для него объектов, их элементов и частей. Все, что не укладывается в
предметные рамки, воспринимается им с чрезвычайным трудом и все равно так или
иначе моделируется предметно-материальными представлениями. Он в состоянии
запомнить большое количество разнородной информации при условии, что она
представлена наглядным для него образом. Например, он может учить слова
иностранного языка, находя для них предметные ассоциации. Если ему знакомы
несколько элементов предметной области, то мысленно сопрягая их с другими, он
может быстро расширять свои познания, присоединяя к известным ему объектам
новые дотоле неизвестные и осваивая последние с изумительной скоростью. Для
него важно полюбить объект и выделить в нем интересные подробности и
материальные особенности - после этого он запоминает его навсегда. Так хороший
зубной врач многие годы помнит расположение зубов и особенности прикуса всех
своих пациентов.
Уровни проработки
Прагматик-варвар не только полностью игнорирует синтетический и качественный
уровни, он еще и очень плохо владеет самим предметным уровнем, то есть он грубо
обращается с объектами, плохо видит деление целого на части и не умеет
сопрягать элементы друг с другом. Он похож на малыша, который вместо того,
чтобы выстраивать из кубиков и параллелепипедов своего конструктора те или иные
сооружения, бьет ими один о другой, расшвыривает их в разные стороны и
безнадежно теряет, не умея даже сложить их обратно в коробку. Этот тот вариант
материализма, когда нет никакого владения материей, и человек оказывается у нее
в рабстве. Он не в состоянии прибрать в своей квартире, потому что он не знает,
с какой стороны взяться за дело, и так и живет в полном хаосе. В то же время он
никогда не признает качества хаотичности своего окружения и своей жизни в целом,
и объяснит вам, что каждый из имеющихся у него предметов в какие-то моменты
бывает ему полезным, и на первый взгляд вполне вероятно, что это так и есть;
более внимательный взгляд обнаружит, сверх того, кучу хлама и мусора,
расстаться с которым прагматик-варвар органически не в состоянии.
В общении с другими людьми прагматик-варвар не способен отличить подробности и
обстоятельства, важные и интересные для себя и других, от частностей, не
обладающих этим качеством. Как правило, он задает множество конкретных
совершенно ненужных вопросов и вываливает на собеседника огромное количество
конкретной малосущественной и плохо проверенной информации; при этом он может
быть уверен в ее необыкновенной ценности. Он очень любит задавать конкретные
вопросы, но совершенно не умеет этого делать; в результате он не только не
слушает ответов, но и активно раздражает собеседника, умея быстро вывести его
из себя, казалось бы, совершенно невинными уточнениями.
Прагматик-любитель лучше владеет предметным миром, лучше понимает, что объекты
бывают более и менее высокого качества, более и менее ему нужные, и хотя и не
способен четко сформулировать, в чем же разница, тем не менее очищает свое
присутствие от заведомо ненужных ему объектов, или, другими словами, от хлама.
Это относится не только к чисто материальному уровню, то есть к физической
окружающей его среде, но и, например, к среде информационной. Так, в его
библиотеке вы не найдете книг, которые совсем уже не имеют отношения к его
интересам, а куплены просто за красоту обложки или только потому, что фамилия
автора является модной.
Прагматик-любитель похож на ребенка, который научился игре в кубики и
составляет из них хотя и игрушечные, но вполне симпатичные домики,
разваливающиеся, правда, при легком толчке, но не причиняющие при этом никому
существенного вреда. Он уже понимает, что связаны между собой не только те
кубики, что находятся рядом, но и те, которые выкрашены одинаковым цветом, а
также те, которые имеют одинаковые размеры, или даже разные размеры, но
одинаковую форму. Таким образом, прагматик-любитель впускает в свое сознание и
каким-то образом учитывает качественный уровень; однако ему очень трудно
осознать синтетический уровень, то есть увидеть единство достаточно большого
объекта, который предстает пред ним в виде частей и элементов.
У прагматика-любителя есть определенные навыки при работе с предметным уровнем.
|
|