|
он склонен считать, что ему не повезло или что он не приложил достаточных
усилий на предметном уровне, хотя в действительности ему может существенно не
хватать качественного согласования или некоторой высшей устремленности, которая
у развитых типов прагматиков существует как нечто само собой разумеющееся, а у
неразвитых полностью отсутствует и поэтому, даже обладая большой силой на
предметном уровне, довести что-то до конца они органически не в состоянии. Его
сила заключается в том, что он способен определить, что конкретно требуется в
данной ситуации и какой конкретный объект необходим для ее успешного завершения
или продолжения - но не то, какие качества в ней следует проявить. Если
синтетический уровень дает общую идею, а качественный - главное направление и
регулирование различных аспектов деятельности, необходимой для завершения
проекта, то предметный уровень обеспечивает проект конкретными деталями,
оборудованием, рабочей силой и строительным участком.
Любимые роли и герои. В романах и сказках прагматика привлечет в первую очередь
технология: его интересуют не столько моральные качества и душевные переживания
героев, сколько их деятельность на предметном плане. Типичный прагматик с
величайшим интересом будет читать роман “Таинственный остров” Жюля Верна, пафос
которого заключается в выстраивании модели цивилизации небольшим коллективом
людей, волей случая занесенных на необитаемый остров. Жюль Верн подробнейшим
образом рассказывает, как эти герои с поразительным мужеством и упорством
строят из подручных материалов дом, высаживают растения, исследуют растительный
и животный мир и осваивают географию, заставляя служить остров собственным
целям. Если прагматик читает роман о полярном исследователе, то наибольшее его
внимание привлекут те страницы, где описывается подготовка к путешествию,
приводятся рассуждения о необходимом провианте, технических средствах, нужных
для преодоления льдин, торосов и водных промежутков между ними и т.п. Любимый
его герой, вероятно, тульский Левша, сумевший подковать механическую блоху, а
антигерой - преподаватель философии, в словах которого конкретного смысла, как
не ищи, найти невозможно.
Психология. Само слово “психология” вызывает у прагматика если не протест, то
некоторое недоумение. Ему не вполне ясен предмет этой науки. Человеческую
психику невозможно (по крайней мере, в настоящее время) разъять на части так,
как анатомия разнимает на части человеческое тело, поэтому сам предмет
психологии, оперирующий в основном качествами и чертами человеческого характера,
прагматику подозрителен. Тем не менее, какие-то определенные состояния, эмоции
и черты характера он сам для себя уясняет (или ему кажется, что он их уясняет),
и тогда он обозначает их определенными словами (иногда не общепринятыми, а
свойственными его личному словарю) и этими понятиями оперирует. Общаясь с ним,
очень важно понимать, что даже самые абстрактные слова и понятия он употребляет
обычно в каком-то узко определенном смысле, который он подразумевает и который
следует иметь в виду, а иначе вы можете понять его совершенно превратно.
Например, если он употребляет слово “доброта”, то крайне маловероятно, что он
имеет в виду определенное душевное расположение и эмоциональный спектр, ему
соответствующий. Скорее всего, под добротой он понимает способность в
определенной ситуации совершить совершенно определенный поступок, например, в
холодную погоду снять с себя теплую куртку и отдать страждущему или, приходя в
гости, вручить каждому ребенку по конфете. Если вы скажете прагматику фразу:
“Ты нехорошо вел себя по отношению ко мне”, - неплохо уточнить, что вы имеете в
виду, иначе вы можете оставить его в полном недоумении, особенно если вы хотите
сказать, что он разговаривал с вами недружелюбным тоном, бросал на вас
враждебные взгляды или вовсе вас игнорировал. Эти категории для прагматика
чересчур расплывчаты; он поймет, если вы скажете ему, например, что он отдавил
вам ногу или дезынформировал вас по совершенно определенному поводу. То, что
для прагматика не укладывается в понятие определенного факта, для него не
существует. Ему очень сложно доверять в известной степени (известной кому?): он
или доверяет, или не доверяет (последнее для него тождественно позиции:
доверяет, но проверяет).
На низком уровне этот человек верит в единственный способ контроля: это
тотальный контроль всех мелочей, ибо они никак не связаны для него вместе, а
идеалом для него может быть универсальный порядок, который включает в себя
прямой или косвенный, многоступенчатый, иерархический контроль за каждой
мелочью, за каждым объектом или элементом. К самому понятию идеала он относится
достаточно скептически; это может быть что-то само собой очевидное, само собой
разумеющееся и само собой присутствующее в его жизни, но определять его точными
словами он не станет; он просто пожмет плечами: или вы его понимаете, и тогда
говорить не о чем, или вы не понимаете, и тогда объяснять вам это бесполезно. В
абстракциях он не силен, если же ему нужно объяснить вам что-то абстрактное, он
приведет конкретный пример, предполагая, что дальнейшее обобщение это уже ваше
дело.
На высоком уровне этот человек может быть духовным учителем, преподносящим
высшие философские и духовные истины с помощью притч, в которых фигурируют
бытовые жизненные сюжеты, нехитрые домашние и дикие животные, с простой логикой
и стоящей за ней глубокой мудростью.
Как прагматик объяснит своему ребенку, что нельзя красть в универсаме?
Разумеется, он не будет прибегать к абстрактным и потому (как он считает)
маловразумительным категориям типа честности или законов мировой справедливости
и воздаяния. Может быть, он скажет своему ребенку следующее: “Вещи подобны
людям. Когда ты покупаешь вещь, она приходит к тебе домой как званый гость, а
когда ты ее крадешь, ты приволакиваешь ее к себе насильно, против ее воли.
Неужели ты думаешь, что такая вещь может принести тебе пользу? Нет, она будет
|
|