|
чувствуют конкретно. Качественный взгляд на Бога такому человеку покажется
чересчур абстрактным, для него поклонение Богу, сотворившему или
поддерживающему этот мир, или Богу Любви, или Богу Истины будет чересчур
абстрактным; ему нужен какой-то предмет, в котором он увидит воплощение своего
Бога и тогда он сможет этому предмету поклоняться. И практика показывает, (это
обстоятельство иногда называют онтологическим доказательством бытия Божьего),
что в качестве представителя Бога, при предметном взгляде на него, может
выступать совершенно любой предмет. Если взять камень и некоторое время должным
образом ему поклоняться, то он начинает творить чудеса.
С точки зрения предметного уровня, качественный уровень религиозности
беспредметен, чересчур абстрактен и неопределенен. Человек с предметной
религиозностью скажет, что гораздо легче любить человечество в целом, чем
данное конкретное человеческое существо в отдельности, - но это именно точка
зрения предметного уровня. Человек, который прошел по пути любви достаточно
длинный путь, может в ответ заметить, что бывает и наоборот: гораздо труднее
любить человечество в целом, чем его отдельного представителя, и в этом тоже
заключена большая доля правды. Таким образом, вопрос здесь заключается не в
истине, а в позиции: если вы находитесь на предметном уровне, у вас одно
мироощущение (в том числе и религиозное), а если вы находитесь на уровне
синтетическом или качественном, то мироощущение у вас совершенно другое и
сравнивать их не следует (по крайней мере, судить о том, какое лучше, а какое -
хуже). Они разные, и лишь человек, который ощущает свою религиозность на всех
трех уровнях, может считаться истинно верующим.
Говоря о религиозном пути, нельзя заранее сказать, где ему следует начинаться и
где и на каком уровне он будет заканчиваться. Здесь, в зависимости от
психологии и конкретных обстоятельств внутренней жизни человека, возможны все
варианты, то есть совершенно дремучему в религиозном отношении человеку Бог
вполне может явиться на синтетическом уровне. Это называется чудом веры. Может
Он явиться ему и на качественном уровне, когда человек вдруг ощутит
определенное качество как Божественное проявление. Может Он явиться ему и на
предметном уровне, причем, увидев Бога в каком-нибудь предмете, человеке или
явлении, индивид может не разобраться и не понять, что это было, и потом
по-своему спрофанировать и объяснить все на атеистическом языке, однако его
первичное переживание будет иметь совершенно четко религиозный характер, и в
момент переживания это будет для человека совершенно ясно и даже если
впоследствии такое переживание будет вытеснено, в случае, если оно повторится
или случится похожим образом, воспоминания о происшедшем может оказать ему
большую помощь.
Синтаксическая парадигма. Любой высокий архетип обязательно находит свое
отражение в языке. Что касается триадического архетипа, то он проявляется, и
очень отчетливо, в синтаксическом строении фразы. Простейшая фраза языка
содержит подлежащее, сказуемое и прямое дополнение. В качестве подлежащего, как
правило, выступает имя и местоимение, которое находится на синтетическом уровне.
Далее следует сказуемое, которое относится к качественному уровню и прямое
дополнение, которое относится к предметному уровню. Пример:
Иван Пафнутьевич пьет чай.
В данном случае подлежащее Иван Пафнутьевич относится к синтетическому уровню,
сказуемое пьет - к качественному, а прямое дополнение чай - к предметному.
Возьмем теперь фразу, синтаксически более сложную:
Утомленный дневными заботами Иван Пафнутьевич с наслаждением пьет на веранде
горячий зеленый чай.
Синтаксический анализ в данном случае также совершенно ясен: все, что относится
к нашему герою, а именно утомленный дневными заботами Иван Пафнутьевич,
относится к синтетическому уровню; все, что относится к его действиям - с
наслаждением пьет на веранде есть качественный уровень, а все, что относится к
объекту воздействия - горячий зеленый чай - предметный уровень. Здесь читатель
может заметить, что само по себе выражение утомленный дневными заботами Иван
Пафнутьевич не является синтетическим объектом, поскольку в этом словосочетании
представлены разнообразные атрибуты: человека зовут Иван, его отца звали
Пафнутий, он обладает качеством, а именно он утомлен; однако для того, чтобы
воспринять фразу, читатель должен объединить эти понятия в некоторый единый
образ, и только тогда фраза будет ему понятна. Этот единый образ сработает в
следующей фразе, в которой он будет заменен личным местоимением третьего лица:
Он радуется каждому глотку, вкушая его несравненный аромат.
Читателю предлагается провести синтаксический анализ этой фразы самостоятельно.
Такого рода синтаксический анализ в значительной степени помогает понять
психологию человека в том, что касается весьма интимных частей его подсознания.
Когда вы читаете стихи, слушаете чьи-то рассказы, посмотрите, на какие именно
части предложений вы обращаете наибольшее внимание. Есть люди, у которых
прекрасная память на имена; можно заподозрить, что у них есть сильный акцент на
синтетическом уровне; есть люди, которые, читая текст, имен совершенно не
запоминают, но зато у них в памяти остаются существенные глаголы, выражающие
действия - это заставляет предположить акцентуацию качественного уровня; и
наконец, есть люди, чье внимание в наибольшей степени привлекает предметный
уровень - конкретное содержание текста, выражаемое в первую очередь
существительными в роли прямых дополнений, которые, с точки зрения этих людей,
представляют собой наиболее информативную часть текста. В качестве примера
читателю предлагается прочитать следующую фразу и, оторвав взгляд от страницы,
повторить ее на память, записав то, что запомнилось, на листке бумаги. Слова
какого уровня запомнятся вам в наибольшей степени?
|
|