|
Авессалом Подводный
ПОКРЫВАЛО МАЙИ, или СКАЗКИ ДЛЯ НЕВРОТИКОВ
От автора
Эта книга написана на стыке философии и психологии. В ней автор продолжает тему
описания фундаментальных (высших) архетипов, начатую им в “Эзотерической
астрологии”, где рассмотрены диалектический архетип (три фазы времени: творение,
осуществление и растворение) и эзотерический архетип (предполагающий
разделение объекта на связанные друг с другом тонкую и плотную части, или
ипостаси), и читатель, знакомый с этими архетипами, лучше поймет идеи и
концепции, развиваемые в настоящей книге, хотя она написана и независимо.
В трех частях этой книги автор подробно рассматривает три фундаментальных
архетипа: диадический, триадический и эволюционный, причем они описываются
вначале сами по себе, то есть как абстрактные идеи, а затем преломленными в
человеческой судьбе, мировоззрении, психологии и характере.
Диадический архетип предполагает деление мира на женское и мужское начала (инь
и ян, материю и дух), и автор пытается дать современную интерпретацию этих
понятий и показать, как они проявляются в индивидуальной психологии человека и
в его конкретном поведении.
Триадический архетип предполагает три уровня рассмотрения объекта:
синтетический, когда объект рассматривается как единое нерасчленимое целое;
качественный, когда он выступает как носитель различных свойств, или атрибутов;
и предметный, когда объект рассматривается как состоящий из различных частей,
определенным образом связанных друг с другом.
Эволюционный архетип представляет собой совокупность семи уровней бытия объекта
в окружающей среде; здесь автор следует индийской традиции и обозначает эти
уровни санскритскими именами чакр: муладхара, свадхистхана, манипура, анахата,
вишудха, аджна, сахасрара. Оказывается, что эволюционный архетип может быть
выведен из триадического, и это обстоятельство проливает дополнительный свет на
широко используемые в эзотерике, но далеко не полностью изученные свойства и
особенности эволюционных уровней.
И в заключение автор должен сказать, что он далеко не считает излагаемые
концепции законченными и будет рад любым откликам своих читателей. Ваши отзывы
можно посылать по электронной почте: [email protected]
Вступление
АРХЕТИПЫ И МОДАЛЬНОСТИ
Знайте, дети мои, - сказал старый еврей, умирая, - что больше всего
неприятностей принесли мне те беды, которые впоследствии не произошли!
Анекдот
Должно быть, легко и приятно писать книги в начале открывающегося тысячелетия:
огромное и величественное, загадочное и непознанное, окутанное густым туманом
неизвестности, обольстительно-смутно предстает оно пронзительному взору
мыслителя, дерзающего охватить его если не целиком, то хотя бы частично, и
право на ошибку здесь подчеркивается самой огромностью задачи, так же, впрочем,
как и незначительность риска: едва ли имя провидца, учитывая неизбежную в столь
далекой перспективе наивность его суждений, сохранится по окончании настолько
обширного периода жизни человечества.
Совсем иное переживание выпадает писателю, волей судьбы вынужденному писать и
издавать свои книги в самом конце тысячелетия (а заодно и двухтысячелетней
астрологической эры): вопрос о подведении итогов, причем далеко не во всем
утешительного, вдохновляющего или умиротворяющего свойства, так или иначе
встает перед ним, и спина и шея этого инженера человеческих душ волей-неволей
выгибаются так, что самая его фигура отчасти начинает напоминать вопросительный
знак, символизируя неизбежный вопрос: как же нам со всем этим, прожитым, быть,
что с ним делать и с чем встречать будущее, которое настолько очевидно
отличается от прошлого, что полностью игнорировать или удовлетворительно
профанировать грядущие перемены уже не удается?
* * *
Не хлебом единым жив человек, но словом Божьим. Вполне разделяя эту
евангельскую истину, автор должен заметить, что упомянутое “слово Божье” в
разные времена понимается по-разному. Всегда есть определенные рамки,
ограничивающие представления о возможной человеческой судьбе, а говоря точнее,
каждое время предлагает свой язык для ее описания, и число ее вариантов, как и
число основных понятий указанного языка, обычно невелико. Серьезная проблема,
которую с большим основанием можно считать духовной, возникает, когда реальные
людские судьбы плохо описываются имеющимся языком, и тогда его нужно как-то
расширять и модифицировать.
Бытие не определяет сознания, но служит для него почвой; на этой почве
засеиваются семена общесоциальных мифов, или архетипических сюжетов, которые
повторяются в различных формах и на разные лады, причудливо комбинируясь в
вырастающих индивидуальных растениях-судьбах. Вопрос о том, какие архетипы
ведут жизнь данного человека, являются ключевым для него самого, если он
вступает на путь самопознания, и весьма важен для всех серьезно сталкивающихся
с ним специалистов гуманитарного профиля: священника, психолога, учителя,
бизнес-партнера, косметолога и парикмахера, не говоря уже о близких знакомых и
родственниках. Осознав свои (чужие) ведущие архетипы, человек обретает
некоторую власть над своей (чужой) судьбой: он может пытаться или сменить
действующий архетип на другой (используя хирургический принцип), или
модифицировать его, например, поднимая на октаву выше или изменяя аспект и
|
|