|
- хроническим бездельником и болтуном
- ответственным и серьезным
- женщиной
- мужчиной
- надежным
- ненадежным
- тесно связанным с будущим сюжетом
- никак не связанным с будущим сюжетом
- случайно связанным с будущим сюжетом
- регулярно выпивающим
- ...
И, конечно, весьма важным является участие в рассматриваемом варианте будущего
прошлого опыта; эту модальность можно назвать качество прошлого в будущем.
Например, прошлый опыт может служить для будущего:
- основой
- опорой
- препятствием, которое нужно преодолеть
- препятствием, которое нужно научиться обходить
- несущественным фактором
- объектом для приложения усилий
- двигателем
- якорем
- стабилизатором движения
- камнем, тянущим ко дну
- искусно запрятанной бомбой замедленного действия
- бурным океаном, изобилующим пиратами, рифами и акулами
- золотоносной жилой с редкими, но крупными и труднонаходимыми самородками
- ...
Абстрактно-рациональному уму ясно, что в жизни каждого человека, хотя бы
потенциально, могут реализовываться все предлагаемые (и многие другие) варианты
описанных модальностей, и, “разумеется”, они могут произвольно сочетаться друг
с другом в конкретной ситуации оценки будущего. Это, однако, весьма
поверхностный взгляд, и поставленное выше в кавычки слово “разумеется” не
соответствует действительному положению вещей, поскольку ведущие человека
архетипы весьма и весьма суживают, во-первых, выбор внутри каждой модальности
(эти варианты мы называем субмодальностями), оставляя обычно один-два варианта,
а во-вторых, четко взаимообусловливают различные субмодальности, иногда
совершенно экзотическим, но строго определенным образом. И чем жестче диктат
архетипа над человеком, тем более жестким является это взаимное обусловливание
субмодальностей и тем меньше у человека остается выбора в своем поведении. В
качестве иллюстрации можно рассмотреть конкретный пример, в котором автор
намеренно опускает описания архетипов, создающих у человека специфическую
интуитивную “жизненную мудрость”, которая весьма крепко впечатана в его
подсознание и изменить ее человеку совсем не просто, тем более что чаще всего
она осознается лишь в малой степени.
Итак, рассмотрим некоторого индивидуума, в жизни которого объявляется будущее,
сулящее ему определенные перемены. Ему нужно как-то к ним подготовиться и
сформировать определенное суждение по их поводу. Уже первоначально, то есть
априори, он может предполагать для себя возможной не всю шкалу модальности
качества перемен (см. выше), так как субмодальность кардинальные и глобальные
перемены для него отпадает, ибо он не верит в таковую возможность в его жизни
(почему не верит, вы от него не добьетесь, но не верит абсолютно). Остальные
субмодальности он в принципе допускает... но нужно еще посмотреть на
модальность качества прихода будущего. Что касается этой шкалы, то здесь в его
жизни могут быть реализованы тоже далеко не все варианты субмодальностей,
например, совершенно невозможно, чтобы будущее приходило откровенно и без
прикрас, с подарками и как вариант решения актуальных проблем; то есть эти
субмодальности отпадают сразу, хотя он опять-таки не сможет объяснить вам,
почему. Ну просто, в его жизни подарки, например, всегда приходят из настоящего,
они всегда честно заработаны, если вы понимаете, что он имеет в виду. Однако
если говорить о переменах в будущем сколько-нибудь серьезной субмодальности,
например, существенных, хотя и не кардинальных, или кардинальных в некоторых
отношениях, то здесь уже отпадают многие субмодальности качества прихода, и
остаются (зато с большой вероятностью) следующие: прячась и выдавая себя за
что-то другое; императивно; неудобно; как актуализация старых проблем; через
психологический кризис, а такие субмодальности как органично и незаметно
отпадают без малейшего сомнения, хотя они возможны, если будущие перемены
видятся в субмодальностях незначительные и локальные.
Яркий свет на возможные варианты будущего проливает модальность качество
посланника. Например, если здесь актуализируется субмодальность хорошего
знакомого, то далее речь может идти лишь о незначительных и локальных переменах
(все остальные субмодальности шкалы качества перемен отпадают сразу), зато если
будущее приходит в субмодальности старого знакомого, случайно встреченного
после многолетнего перерыва, то будущие перемены могут оказаться существенными,
но не кардинальными, а субмодальность кардинальные в некоторых отношениях
отпадает.
Также весьма важно для оценки будущего его сопряжение с модальностью качества
прошлого в будущем. Но и здесь наш индивидуум с порога отметет половину
соответствующей шкалы, так как в его случае (и он в этом абсолютно убежден!)
прошлый опыт не может служить для будущего основой, объектом для приложения
|
|