Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астрология :: Авессалом Подводный :: ПОКРЫВАЛО МАЙИ, или СКАЗКИ ДЛЯ НЕВРОТИКОВ :: 1. Вступление
<<-[Весь Текст]
Страница: из 17
 <<-
 
- требованием
- важной просьбой
- ответственным поручением (заданием)
- распоряжением
- пожеланием
- просьбой
- униженной просьбой (мольбой).
Однако в реальной жизни в повелительной модальности скрыт еще один чрезвычайно 
важный информационный пласт, а именно мнение повелевающего о том, насколько 
трудно адресату исполнить соответствующее повеление (поручение, просьбу). Эту 
модальность можно назвать исполнимостью повеления, которое для адресата в 
данной ситуации может быть:
- невозможным
- ломающим всю жизнь
- очень трудным, но не ломающим жизни
- требующим большой работы
- требующим больших затрат разнообразных ресурсов
- умеренно трудным
- требующим существенных затрат
- невыполнимым без специальных, хотя и небольших усилий
- легковыполнимым
- ничтожным по требуемым усилиям и ресурсам (“не о чем говорить”)
- благом
- даром судьбы
- благословением Божьим.
Двойственной к исполнимости является модальность субъективной важности 
повеления (распоряжения, просьбы); последнее может быть для повелевающего:
- пустым капризом
- несущественной случайной прихотью
- малозначительным
- существенным
- значимым
- ответственным
- важным
- сугубо важным
- критическим в существенном аспекте
- глобально критическим (то есть неисполнение ломает всю его жизнь).
Воспитание ребенка (и самовоспитание взрослого) в очень большой степени есть 
создание устойчивых привычек вполне определенного согласования трех 
вышеописанных модальностей; эти привычки формируют основу его этики. Например, 
хорошее воспитание заключается, в частности, в том, что человек избегает 
наиболее императивных форм повелительной модальности, таких как строгий приказ, 
категорический запрет и т.п., и не использует даже мягких повелительных форм 
(например пожелание), если это ставит адресата в жесткую субмодальность 
исполнимости (например, требующее большой работы). Царское и министерское 
воспитание, наоборот, подразумевают преимущественное использование жестких 
повелительных субмодальностей (например, приказ), а особенно в случаях, когда у 
адресата при этом актуализируется жесткая субмодальность исполнимости (например,
 ломающая всю жизнь). При этом воспитанный человек, как правило, использует 
средние субмодальности субъективной важности своей просьбы (например, значимая),
 избегая крайностей (пустой каприз, или, наоборот, глобально критическая), в то 
время как царь или министр обязательно объявят свои требования и приказы на 
высших субмодальностях: сугубой важности, глобально критическими и т.п.
В основе большинства случаев взаимонепонимания, сознательного “тонкого” обмана 
и весьма даже “толстого” психологического манипулирования лежит игра 
модальностями, к которой человек привыкает с раннего детства, но большая часть 
этих игр, в которых, как и в карточных, есть свои шулера и свои жертвы, 
происходит бессознательно - в частности, потому, что нет точного общепринятого 
языка описания модальностей (они нередко обозначаются лишь интонационно или 
жестами), и, главное, в общественной морали нет понятия “поймать на 
жульничестве с модальностями”, как, например, “поймать на слове”, то есть 
обнаружить логическую противоречивость или непоследовательность в речи.
Вот типичный пример такой игры. Ваш знакомый просит вас об определенной важной, 
даже критической для него услуге, которая является для вас умеренно трудной, но 
все же требующей существенных затрат, и он во время разговора дает вам понять, 
что он это видит. Войдя в его критическое положение, вы совершаете определенные 
усилия и выполняете его просьбу, о чем сообщаете при встрече. “А, спасибо!” - 
легко говорит знакомый, мгновенно обесценивая все ваши усилия. “А как твое 
критическое положение?” - недоумеваете вы, стараясь извлечь из ситуации хоть 
какой-нибудь энергетический возврат. “О чем ты? - удивляется знакомый. - А, 
вспоминаю, кажется... Я тогда просто здорово недоспал, вот и померещилась 
какая-то ерунда, а на самом деле все было о’кей”, - и он переводит разговор на 
другую тему, а вы чувствуете себя так, как будто только что с головой 
искупались в болоте, но придраться в то же время вроде бы не к чему.
Возможно ваш знакомый просто забыл, какими модальностями он тогда пользовался, 
но тем и отличается психологически культурный человек, что помнит и 
поддерживает модальности, употребленные ранее - как чужие, так и свои 
собственные.
Мы продолжаем тему модальностей, возникающих в обыденных ситуациях. 
Рассмотренная выше повелительная модальность является прямой каузальной, так 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 17
 <<-