|
дом, и в первую очередь подмечает его негативные стороны: "Многие знания -
многие печали", "Много будешь знать - скоро состаришься". Тем не менее, и в
жизни индивида, и группы, и вообще любого объекта есть периоды, когда четвертый
дом включается совершенно отчетливо и альтернативы ему нет. Другое дело, как
ищутся законы, структуры и принципы наведения порядка - произвольно
навязываются объекту извне или создаются, исходя из его собственной природы.
Типичная "четверодомная" ситуация для человека науки это богатый эмпирический
материал, ждущий теоретического осмысления, систематизации и т.д. Здесь законы
еще скрыты, а исследователю-теоретику предстоит их найти, и в его распоряжении
имеются различные методы анализа, классификации, моделирования и обобщения, но
это следует взять в качестве основы, неясно. Аналогичная проблема возникает при
дележе добычи разбойниками после удачного ограбления. Особенно трудно последняя
задача решается, если добыча разнородна (прекрасные пленницы, верблюды,
заморские вина, драгоценности, золото), а у джентльменов удачи расходятся
мнения о своих приоритетах.
Типичный пример полностью "природного", то есть как бы не управляемого извне,
четвертого дома - формирование реки, чьи истоки лежат в системе болот или при
таянии снегов. Многочисленные крошечные ручейки и протоки, в которых вода еле
движется, под действием ее переполняющего изобилия вынуждены постепенно
сливаться друг с другом, так что водяная стихия отделяется от земляной, и
граница их раздела становится разветвленным устьем будущей реки.
В жизни человека есть несколько ярких моментов включения четвертого дома, и
очень редко они воспринимаются им самим как позитивные, по крайней мере,
актуально, то есть в момент активности дома; наоборот, ретроспективная оценка
(как и при взгляде со стороны) часто оказывается гораздо более положительной.
Субъективно четвертый дом нередко переживается как потеря свободы и многих
возможностей не омраченного усилиями существования. Ребенок идет в школу с ее
обязательным присутствием, уроками и отметками; барышня из благополучной семьи
("маменькина дочка") выходит замуж и становится хозяйкой дома; юноша идет в
армию; свободный искатель религиозной или философской истины попадает к
жесткому духовному учителю - все это примеры резкого включения четвертого дома,
которое чаще всего переживается не без сожалений об утраченной свободе; однако
при этом что-то и приобретается, хотя это "что-то" не сразу можно увидеть и по
достоинству оценить.
Поднятие на философский (буддхиальный) и религиозный (атманический) уровень
проблемы четвертого дома часто осмысляется как поиск природной и Божественной
необходимости, которая наивно противопоставляется свободе в том или ином
понимании и по пятому дому (см. главу 3) и уж, конечно, та и другая
противоречат необходимости четвертого: в действительности они проявляются в
совершенно разных ситуациях. Четвертый дом есть активная манифестация дотоле
скрытых, но имманентно присущих объекту структур и законов существования. Когда
происходит включение этого дома, объект безусловно расстается со значительной
частью свободы, но в то же время он имеет некоторую свободу в выборе конкретной
формы структур и законов, которые, постепенно появляясь, переводят его на
уровень манипуры. Например, к окончанию школы ученик должен в том или ином виде
выбрать себе тип дальнейшей социализации, то есть специфицировать свое будущее:
найти институт, куда он будет поступать, или профессию по склонностям и т.п.
Это иногда не особенно приятно, но уйти от прессинга четвертого дома не
удается: начинается усиленное давление в семье, которая не желает содержать
откровенного тунеядца. Можно, конечно, уйти из семьи и, например, примкнуть к
хиппи - но и в рамках этого движения ищущий личной свободы или хотя бы свободы
от социума индивид столкнется с множеством явных и неявных ограничений, с
которыми ему придется считаться. (Конечно, окончание школы (как и института) не
обязательно сопровождается резкой активизацией четвертого дома, но это все же
достаточно распространенный сюжет).
Каковы же последствия включения четвертого дома? Главное из них заключается в
том, что манифестирует себя та основа, или скелет, на которую объект
впоследствии будет опираться в течение всего своего существования. Неважно,
происходит это в процессе сопротивления внешнему прессингу или как результат
внутреннего развития, но отныне объект обладает определенной устойчивой
структурой, способной успешно противостоять внешним и внутренним врагам; и его
жизнь подчинена законам, которые охраняют его от множества неприятностей и
деструктивных внешних и внутренних воздействий.
В принципе самопознание человека возможно (и необходимо) под каждым домом, но
под четвертым оно в некотором смысле самое глубокое, ибо здесь он познает
законы и структуры своего бытия и устройства. Если Бог, являющийся человеку под
первым домом, не различает подробностей и просто раскрывает ему свои объятия,
говоря: "ты - это Я", то под четвертым домом Бог проявляется гораздо тоньше,
косвеннее, опосредуя Себя структурами и законами, носящими явно Божественное
происхождение, но предназначенными для детального и постижимого для человека
рассмотрения. Вероятно, похожее ощущение выражено в строках раннего Пастернака:
"Не знаю, решена ль Загадка зги загробной,
Но жизнь, как тишина
Осенняя, - подробна".
* * *
Каковы же признаки включения и выключения четвертого дома?
Признаком его включения является критическое состояние объекта, когда уровень
свадхистханного процветания уже видимым образом себя изживает, ощущается как
аморфный, громоздкий, бесструктурный, и в то же время в нем чувствуется
своеобразная готовность к структуризации, и видны некоторые намеки на будущее
|
|