|
вдруг сказал: "Каша несоленая". "Так ты можешь разговаривать! Что же ты до сих
пор-то молчал?" - закричали пораженные родители. "До сих пор все было в
порядке", - ответил ребенок.
Быль или небыль, подобная ситуация характерна для отношений между ментальным и
каузальным телами. Каузальные проблемы решаются преимущественно в ходе
каузальной же медитации, то есть собственно внешней и внутренней жизни; однако
иногда они завершаются включением потока Близнецов, и тогда у человека
возникает яркий мысленный образ, моделирующий тот или иной элемент жизненного
потока, и потребность ввести этот образ в умственную картину мира: соотнести с
другими ее элементами, обнаружить связи между ними и новым элементом и
расположить его в соответствующем ему месте. Иногда это удается легко, а иногда
новый образ плохо вписывается в картину мира, и ее приходится частично
перестраивать; совсем в редких случаях происходит полная перестройка.
Таким образом, нужно различать два вида процесса "думания", то есть ментальных
медитаций. В первом случае человек решает в уме конкретную каузальную проблему,
провалившуюся (через Близнецы) в ментальное тело и старается "прийти к выводам",
то есть сформировать определенный ментальный квант, который через поток
Козерога отправляется в каузальное тело, становясь основой действия (поступка),
долженствующего решить исходную проблему. Во втором случае никакой конкретной
проблемы нет, но человек чувствует, что его ментальная картина мира (читай -
ментальное тело) не в порядке: в ней много мусора, и различных нестыковок,
которые также доставляют хозяину ощутимые неудобства, и в таком случае
становится необходима генеральная уборка и, возможно, перестановка мебели и
некоторых акцентов.
Нельзя "просто" думать, так же как нельзя описывать реальность "как она есть" -
потому совершенно бессмысленно название литературного направления "реализм",
будь он даже капиталистический. Любой человек думает, находясь в рамках
определенных символических систем: всосанной с молоком матери из общественного
подсознания, почерпнутой в виде невнятных обрывков из школьного образования и
недомолвок окружающих, и созданных личными усилиями. События - "такие, какие
они есть" человек как-то воспринимает, но думать, то есть ментально
обрабатывать, он может лишь их ментальные образы. Однако эти образы очень
сильно зависят от того, в какой именно символической системе они сформированы.
Никакая ментальная символическая система не может быть адекватной каузальному
потоку, так как ментальный образ всегда существенно грубее события - но зато их
может быть несколько, так как осмысление возможно одновременно в нескольких
символических системах. Подобное богатство, впрочем, чревато злоупотреблением,
особенно при склонности человека решать свои каузальные проблемы, сваливая их
на ментальное тело даже в тех случаях, когда оно очевидно на это не способно.
У совершенно неразвитых в ментальном отношении людей обычно имеется очень
краткая, грубая, но всеобъемлющая символическая система для описания любых
жизненных ситуаций, основанная на главных ролевых и ценностных характеристиках,
общепринятых в социуме. Основные иероглифы этой системы суть родственные и
профессиональные характеристики, например, Мать, Отец, Дочь, Сын, Посторонний;
Рабочий, Колхозник, Инженер, Художник; все ситуации делятся на Позитивные, куда
человек стремится, Негативные, которых он избегает и Нейтральные, о которых
можно не думать; люди делятся на Хороших, Плохих и Несущественных - в
соответствии с тем, какие ситуации для человека они создают; чужие поступки
бывают Одобряемыми, Порицаемыми и Безразличными - этим простейшая символическая
система в основном исчерпывается.
Характерной ее особенностью является отсутствие средств для обработки
информации - так называемые "рассуждения" здесь не предусмотрены: символы здесь
констатируют и оценивают, но не допускают никаких дальнейших манипуляций, что
напоминает свойства символических систем атманического плана; и действительно,
у эволюционно неразвитых людей четыре высших тела как бы соединены вместе, так
что и их действия, и мысли носят (для них) сакральный характер и посторонние
попытки их какого-либо обсуждения вызывают у человека священное (атманическое)
негодование. Системы описанного типа являются абсолютно жесткими, но, под общим
руководством общественного подсознания, до поры до времени успешно работают,
хотя иметь дело и "разумно договариваться" с таким человеком, конечно, большое
испытание. Однако его внутренний конфликт, возникающий при отказе символической
системы, оказывается очень тяжелым, и как правило разрешается не слишком
оригинальным способом: введение аналогичной жесткой системы с противоположной
шкалой оценок. Именно, вводится некоторый дополнительный ментальный субъект,
например, Общество, Бог или Высшее "я", и все ситуации, помеченные как
Негативные для человека, автоматически обозначаются как Позитивные для
упомянутого объекта.
Понятно, что при этом частично снимается или, по крайней мере, вытесняется
эмоциональное напряжение, но в ментальном теле полностью теряется ясность и
четкость и оно захламляется множеством принципиально несинтезируемых пар
взаимоисключающих оценок.
Другой распространенный вариант расширения символической системы это введение
дифференцированных шкал оценок: вместо грубой поляризации типа "хорошо-плохо"
или "нравится-не нравится" появляются шкалы типа: удовлетворительно, неплохо,
хорошо, очень хорошо, замечательно, великолепно и, наоборот: неважно, плоховато,
плохо, очень плохо, совсем никуда не годится и абсолютное зло с двумя минусами.
Не решая никаких проблем по существу, подобные шкалы отвлекают на себя массу
ментальной энергии человека, создавая ему видимость конструктивности его
медитации - на самом же деле он просто развлекается, избытком ментальной
энергии привлекая к себе внимание ментальных паразитов - но главным из них
|
|