|
Авессалом Подводный
ВЫСШИЕ АРХЕТИПЫ: ОПЫТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ВСТУПЛЕНИЕ
Все, что написано в этой книге, прекрасно известно читателю. Просто он не
всегда помнит об этом, или называет другими словами.
Эта книга была задумана автором как своеобразное введение в психологию. Она
предназначена для людей, которые, не являясь психологами по образованию или
основной профессии, тем не менее каждый день сталкиваются с многочисленными
представителями человеческого рода и их проблемами и вынуждены так или иначе
приспосабливаться к одним людям и управлять другими, пользуясь при этом не
вполне понятными им самим методами.
Коммуникация или, проще говоря, человеческое общение настолько обыденно и
привычно, что кажется непрофессионалу не содержащим никаких особых тонкостей и
загадок. С другой стороны, высшие достижения профессионалов-психотерапевтов,
бизнесменов, юристов, политиков, дипломатов в очень большой степени связаны с
умением тонко подстраиваться и не менее тонко влиять на своих партнеров,
пользуясь психологическими методами, большая часть которых постигается чисто
интуитивно, а остальные не постигаются вообще.
Царские пути в подсознание. Основным достижением теоретической психологии ХХ
века, связанным в первую очередь с именем Зигмунда Фрейда, было открытие
подсознания, то есть скрытых от человека психических процессов, которые, однако,
в значительной мере влияют на его мировосприятие, самоощущение и поведение.
Конечно, нельзя сказать, что Фрейд первым открыл существование подсознания, но
он, во-первых, сделал на нем большой акцент, то есть сказал на весь
цивилизованный мир: "Подсознание - ЕСТЬ!" - и был услышан, а во-вторых,
исследовал и подробно описал пути, с помощью которых можно проникнуть в
подсознание и что-то о нем узнать. Основным методом, которым пользовался при
изучении подсознания основатель психоанализа, были свободные ассоциации,
связанные с содержанием сновидений человека. Фрейд даже говорил, что сновидения
это царский путь в подсознание.
Этой же точки зрения придерживался самый знаменитый ученик Фрейда - швейцарский
психолог Карл Юнг, которого можно считать предтечей трансперсональной
психологии, интенсивно развивавшейся во второй половине нашего столетия. Юнг,
изучая сны своих пациентов, натолкнулся на поразившее его обстоятельство,
заключавшееся в том, что в этих снах встречались непонятные и неизвестные самим
пациентам символы, весьма значимые и популярные в другие времена и в иных
культурах. Отсюда Юнг сделал вывод о том, что через свою психику и подсознание
человек, сам не ведая того, связан с другими людьми и культурами через
универсальные архетипы, или первообразы, отражающие в личном подсознании
основные и общие для всего человечества сюжеты, представленные в наиболее
распространенных мифах, легендах и сказках. Юнг, вслед за своим учителем, также
считал, что толкование сновидений это царский путь в индивидуальное подсознание.
Уже во второй половине ХХ века наш современник чешский психиатр Станислав Гроф,
изучая действие на психику своих пациентов сильного психотропного препарата ЛСД,
столкнулся с такими эффектами их проникновения в глубины своей памяти и
подсознания, которые показались ему и его последователям не сравнимыми даже с
глубинным психоанализом. И, резюмируя достоинства своего метода, Гроф заметил,
что царский путь в подсознание это ЛСД. (В последнее десятилетие на смену этому
препарату, запрещенному в связи с негативными побочными эффектами, пришел более
мягкий метод так называемого свободного дыхания, дающий похожие результаты
проникновения в психику.)
Общим и для Фрейда, и для Юнга, и для Грофа, и для их последователей было
стремление проникнуть в центр патологической программы подсознания, помочь
пациенту увидеть и осознать подсознательный корень его психологических проблем,
например, первичное травматическое переживание, реакцией на которое стали его
актуальные проблемы. Такой подход к психотерапии можно назвать хирургическим,
но он не является единственно возможным. Вообще, осознание глубинных
противоречий и травм своего подсознания для большинства людей - чересчур
болезненное переживание, к которому они психологически не готовы. Поэтому их
подсознание сопротивляется подобному прямому вторжению как только может, причем
хитроумию и эффективности этого сопротивления можно только поражаться. Более
деликатным и вызывающим меньшее подсознательное сопротивление является
терапевтический подход, когда психолог не стремится к тому, чтобы пациент
осознал подсознательные корни и источники своих проблем, а взаимодействует с
ними косвенно, идет окольными путями. Если этот подход оказывается успешным, то
пациент плохо понимает, почему беспокоившие его симптомы ушли или ослабли, и
роль психотерапевта, во всяком случае, становится неочевидной. Последнее
обстоятельство во многом неблагоприятно для терапевта (во-первых, у него не
возникает должного самоутверждения, а во-вторых, у клиента может возникнуть
вопрос, за что же он платил деньги?), но благотворно для клиента, который не
попадает в сюжет Беспомощной Жертвы, что неизбежно при любой видимо эффективной
помощи.
Существует ли путь в подсознание, не связанный напрямую с осознанием
травматических переживаний прошлого и других болезненных его зон? По мнению
автора, таким путем является изучение модальностей (качественных особенностей)
восприятия и поведения человека, соответствующих высшим, то есть наиболее
|
|