|
абстрактным архетипам. Является ли этот путь царским, пусть судит читатель;
дело автора - описать его и пройти по нему вместе с читателем до момента, когда
наши дороги разойдутся, то есть до последней страницы этой книги.
Модальности. Изучение человеческой психики фактически еще только начинается, и
в этом нет ничего удивительного, так как она является самым сложным из
известных нам объектов Вселенной. Революционным открытием ХХ века была
функциональная асимметрия головного мозга, то есть анатомо-физиологическое
подтверждение существования двух принципиально разных видов мышления:
логически-дискурсивного (левополушарного) и абстрактно-образного
(правополушарного). В частности, левое полушарие сосредоточено на фокусе, на
содержании и конкретном смысле, в то время как правое полушарие отвечает за фон,
окружение и общие обстоятельства и смысл, составляющие единую картину.
Казалось бы, эти роли одинаково важны; однако, это так лишь при рассмотрении
обыденной жизни и мышления человека. При переходе к наиболее тонким и
одновременно самым важным аспектам человеческой жизни, к тому, что отличает
человека от животного и делает его самосознающим и духовным существом,
способным на диалог с Божественным началом Вселенной, обнаруживается, что роль
правого полушария резко возрастает: оно, по мнению автора, отчетливо становится
главным. Религиозная вера, духовные порывы, гуманизм не логичны, но образны, и
рациональная мысль здесь хороша лишь при условии ее безусловного подчинения
первично иррациональному единому образу. Аналогичное явление наблюдается и при
изучении человеческой психики и подсознания: самые фундаментальные их структуры
лучше постигаются правым, нежели левым полушарием исследователя (если он,
конечно, не левша). В частности, чем глубже в подсознание, тем большую роль
приобретают вопросы "как?" и "в каком стиле?" по сравнению с "что?" и "в каком
месте?". Для психики чаще важнее обстоятельства, оттенки, общий смысл, звучание,
нежели конкретное действие, детали, точные отношения. Кроме того, психика
чрезвычайно связна, и "свободные ассоциации", которыми пользовались Фрейд и Юнг,
являются, по-видимому, не частным психологическим приемом, но фундаментальным
механизмом связи различных сфер и областей подсознания. Эти ассоциации
возникают по принципу общности некоторого качества, или модальности, которым
обладают два в остальном никак не связанных друг с другом слова или
воспоминания.
Однако не все качества, или модальности, в равной мере важны для психики.
Наиболее фундаментальными являются те из них, которые постоянно присутствуют (в
одном из своих вариантов) в ней всегда, причем чаще всего незаметно для
человека. Эти модальности соответствуют высшим, то есть наиболее абстрактным
архетипам, и способны самым причудливым образом налагаться друг на друга,
образуя разнообразнейшие узоры и переплетения, очень индивидуальные для каждого
человека. Можно даже сказать, что неповторимая психическая индивидуальность
человека как раз и состоит в специфичной конкретно для него игре модальностей
высших архетипов, сопровождающей его обыденную (или необычайную) жизнь.
Психологическая одаренность человека в первую очередь определяется тем,
насколько точно он умеет (чаще всего подсознательно) воспринять модальности
окружающей его реальности и адекватно на них отреагировать. Сложность здесь
заключается еще и в том, что эти модальности довольно быстро меняются, а
реакция профессионала должна быть практически мгновенной. Но главная трудность
состоит в преодолении жесткой фиксации модальностей, свойственной данному
человеку, и не навязывании их партнеру. Человек, который грубо навязывает свои
модальности окружающим, производит впечатление тирана, психологического
грубияна, толстокожего носорога, жесткого эгоцентрика - притом, что сам по себе,
внутренне, он может не соответствовать этим характеристикам; однако невнимание
индивида к используемым им модальностям обществом не прощается. Наоборот,
человек, искусно и тонко управляющий модальностями своего и чужого поведения,
получает звания чародея, любимца общества, центра общественного притяжения,
административного таланта, гения коммуникации и т.п.; и хотя его понимание
окружающих может быть совсем не глубоким, интуитивно найденные им ключи
открывают гораздо более тайные двери, чем он предполагает.
Предлагаемая вниманию читателя книга по замыслу автора совершенно практична:
она дает возможность трудолюбивому и внимательному читателю не только
ознакомиться с высшими архетипами на теоретическом уровне, но и научиться
видеть их проявления в используемых им самим и окружающими людьми модальностях,
а также самому использовать (или, в крайнем случае, имитировать) необходимые
модальности даже в тех случаях, когда его подсознание против этого почему-либо
возражает.
Высшие архетипы. Поиск актуальных для эпохи архетипов - задача антропологов,
культурологов и поэтов; осмыслением и абстрактным описанием архетипов должны
заниматься философы, а изучением их преломления в человеческой психике,
подсознании и поведении - теоретическая и практическая психология. В этой книге
автор рассматривает преимущественно этот последний аспект, то есть проявления
архетипов в человеческой психологии и поведении. Набор рассматриваемых в книге
архетипов в основном известен читателю предыдущих книг автора "Эзотерическая
астрология" и "Покрывало майи, или Сказки для невротиков"; однако если там
психологический анализ был лишь слегка намечен, то в этой книге автор поставил
себе целью дать подробную, широкую и объемную картину проявлений архетипов в
большинстве аспектов человеческого бытия.
Зачем это нужно? Дело в том, что абстрактно-философское описание высшего
архетипа обычно очень просто - настолько, что его может понять первоклассник;
но действие этого архетипа в конкретной ситуации внешнего или внутреннего мира
человека заключается не в содержании соответствующего эпизода, а в его
|
|