|
Каждый акт авторизации увеличивает силу субличности, и конкурирующие друг с
другом субличности толкаются не только у Главного (или дополнительного)
микрофона: они борются еще и за право выйти под свет прожекторов и
"засветиться" как субъекты происходящих с человеком событий.
Иногда сразу не совсем очевидно, какая субличность человека авторизовала
текущую ситуацию - но обычно это становится ясным после того, как человек
озвучит свой способ интерпретации происшедшего, ибо каждая субличность после
авторизации интерпретирует ситуацию по-своему и делает свои выводы из нее.
Упражнение 8. По приведенной (внутренней или внешней) реакции человека на
ситуацию попытайтесь определить субличность, ее авторизовавшую.
1. - (сам себе) (уныло) Ну все, приехали... Теперь вовек не расхлебаешь - лучше
было и не заводиться с самого начала.
2. - (с вызовом) А тебя понял, Дементий! Ну, если ты так настаиваешь, будем
биться! До последнего рубля!
3. - (торжественно, с улыбкой) Что ж... я давно подозревала, что ты меня любишь
- а после сегодняшнего твоего поступка тебе остается только предложить мне руку
и сердце, Гаспар!
4. - (сама себе) Не верю... он чего-то хочет от меня, определенно, но пока не
говорит, маскируется под обычного пляжного ухажера.
5. - А вот панибратства на работе я точно не потерплю, особенно от молодежи.
Упражнение 9. Определите предполагаемую авторизующую субличность партнера, к
которому человек обращается со следующими словами.
1. - Да что ты так переживаешь, Антоний - ведь не тебя бросили, а ты сам ушел!
2. - Ты только не думай, Каллистрат, что обойдешься своими силами - на этот раз
не получится.
3. - Ну вот, надулась, обиделась - ты лучше улыбнись, скоро отпуск!
4. - Ты меня неправильно понимаешь, Авксентий - я ведь не враг тебе, и не
соперник, в любви тем более!
5. - Ты не важничай, Таисия, ты лучше подумай, чем бы ты без меня сейчас была.
Упражнение 10. Для нижеперечисленных ситуаций и пяти ситуаций по своему выбору
представьте способ их авторизации следующими субличностями: (а) Никчемная
Дурочка, (б) Всевидящий Пророк, (в) Веселый Озорник, (г) Мудрый Правитель.
1. Предложение мамы помочь ей по хозяйству.
2. Просмотр программы политических новостей.
3. Наблюдение за прохожими в парке.
4. Наблюдение за домашним котом, склонным к безобразиям.
5. Выслушивание отчета мужа, вернувшегося с работы с опозданием.
Таким образом, потребность в авторизации некоторых событий - столь же насущная
потребность для субличности, как и потребность заявить свою волю в конкретных
ситуациях. Однако субличность может заниматься авторизацией сравнительно честно,
а может при этом жульничать, авторизуя события, явно относящиеся не к ней, а к
другим субличностям, и усиливаясь тем самым за их счет. В принципе, эта
способность (то есть способность выбирать авторизующую событие субличность) -
одно из проявлений необыкновенной гибкости человеческой психики, но этой
гибкостью не стоит злоупотреблять.
Упражнение 11. В следующих диалогах и пяти диалогах по своему выбору определите
субличность партнера, к которой обращается протагонист (автор первой реплики),
и авторизующую субличность партнера. Определите, правильна ли авторизация
партнера.
1. - (сыну, серьезно) Сигизмунд, тебе пора браться за уроки.
- Боже, как мне надоели вечные, нескончаемые упреки!
2. - Евстигней, твои друзья - враги нашей семьи, и особенно детей.
- (весело напевает) Мы бррросилися в бой!
3. - (собаке) Мне кажется, ты виноват, Шарик, и тебе следовало бы извиниться
передо мной.
- (лижет хозяину коленку)
4. - Зиновий Каллистратович, поездка в Африку - это моя мечта с детства, вы же
благородный мужчина!
- (мечтательно) А как я мечтал в юности - но совсем о другом... о прекрасных
девушках и знойных женщинах...
5. - Марек, я жду вас в гости в воскресенье, на торжественную вегетарианскую
вечеринку, посвященную экзотическим африканским растениям.
- Спасибо, обязательно приду, дорогая Виолетта! И принесу бутылку кактусовой
водки!
Упражнение 12. Определите, о какой чересчур авторизующей субличности партнера
говорят авторы следующих реплик и пяти реплик по вашему выбору.
1. - Ну почему ты всегда отворачиваешься, Густав, когда я на тебя смотрю, и как
будто уплываешь куда-то?
2. - Я тебе жалуюсь, а ты вечно хихикаешь... обидно, Эмма!
3. - Мне всегда кажется, что вы мной недовольны, Казимир Порфирьевич.
4. - Ну нельзя ревновать меня к каждой моей знакомой, Жоржетта!
5. - Если ты всегда первым делом убиваешься и плачешь, как же я могу тебе не
лгать, Лукерья?
Упражнение 13. Авторизуйте следующие ситуации (уточнив их самостоятельно)
каждой из перечисленных ниже субличностей.
1. Вкусный завтрак в кафе.
2. Посещение выставки эротической фотографии.
3. Приобретение нового дивана.
4. Выход на пляж.
5. Лыжный поход.
|
|