|
реагировал на внешнюю среду или адаптировался к ней. В качестве иллюстрации
рассмотрим ситуацию внешней агрессии, выразившуюся в реакции обиды человека.
- Мой муж меня обидел - сказал, что я - ничтожество, -
жалуется женщина своей подруге. Но что именно он "обидел"? Нельзя обидеть
высшее (оно же - внутреннее, или глубинное) "я" человека - оно не рождено и
бессмертно и по сути своей находится вне проявленного мира, так что для него
неуязвимо. Нельзя также обидеть соборное "я" в целом - оно слишком
многочисленно и пестро по своему составу. В действительности муж-обидчик имел в
виду вполне определенную субличность своей жены, например, ее Недовольное "я",
которое в пылу раздражения и охарактеризовал нелестным эпитетом, совершенно не
имея в виду обидеть другие, возможно высоко ценимые им субличности жены, такие,
например, как, Прекрасная Кулинарка, Заботливая Мать, Рачительная Хозяйка и
Понимающая Женщина. Но для самой обиженной жены нужно как-то переварить грубые
слова мужа, и она должна решить, какая именно ее субличность примет на себя, то
есть авторизует, эту ситуацию. Таким образом, авторизация ситуации (актуальная
или отсроченная) субличностью - это как бы ее "присвоение" данной субличностью.
В рассматриваемом нами примере одна из субличностей жены должна определиться
как получатель оскорбления и что-то с ним сделать, то есть его "переварить" и
ассимилировать - и, возможно, сделать после этого какие-то выводы. Авторизация
может происходить по-разному: вслух или про себя, и может отразиться в таких
фразах жены:
- А, так я тебя не устраиваю как мыслящее существо?!
- Неужели я тебе вчера вечером так плохо дала?
- Что же, я не таких рожаю тебе детей?
- Ты хочешь, чтобы я уволилась с работы?
- Это что - развод?
- Мерзавец! Да ты сам двух слов связать не можешь, не говоря уже приличных
денег для семьи заработать!
Упражнение 6. Для следующих обращений и трех реплик по своему выбору придумайте
(возможно, внутренние, то есть адресованные самому себе) ответы партнера,
указывающие на его авторизацию этих реплик следующими субличностями (а также
пятью субличностями по своему выбору): (а) Вечный Неудачник, (б) Могучий Герой,
(в) Усталый Муж, (г) Беззаботный Бездельник, (д) Придирчивый Педант.
1. - Я очень устала сегодня.
2. - Ты такой милый сегодня, Жорж!
3. - Давай не будем обсуждать одни только мои недостатки, Гервасий.
4. - (бросается на шею любимому и крепко его обнимает) Ах!
5. - (презрительно) Ну, ты все же не льсти себе, Евтихий.
Упражнение 7. Попытайтесь по репликам человека, обращенным к себе самому,
определить, какая его субличность авторизовала только что происшедшее с ним
событие.
1. - Ну что ж... к неудачам следует относиться смиренно - на них учатся и
вырабатывают характер.
2. - Да, я как обычно оказался прав.
3. - А может, зря я все это затеял?
4. - А все равно им меня не сломить!
5. - Черт! А, где наша не пропадала!
6. - Ого! Правильно говорят: семь раз примерь, один - отрежь.
7. - Пожалуй, дипломатичности во мне не хватает.
8. - Ну нет! так со мной разговаривать я никому не позволю!
9. - Ой, какой ласковый мальчик... Интересно, он уже целовался с кем-нибудь
всерьез?
10. - Пора уже остепениться, Степанида!
Однако не все свои внешние и внутренние ситуации человек сразу или чуть позже
сознательно авторизует - во многих случаях он действует (в этом отношении)
неосознанно, и в этом случае авторизация происходит бесконтрольно - но
происходит, и какая именно его субличность присваивает себе происшедшее событие,
для него совсем не безразлично.
Борьба за авторизацию. Власть человека над самим собой - это в первую очередь
умение правильно распоряжаться своими субличностями, которые по природе свей
чаще всего достаточно своенравны (за редкими исключениями), и чем сильнее
субличность, тем труднее с ней управляться, а точнее - идти против ее воли.
Сила же субличности определяется в первую очередь ее ролью в психических
процессах человека, и в частности, частотой ее появления у микрофонов, то есть
ее актуализацией. Мы различаем два вида актуализации: первый (янский) - это
активное проявление субличности, когда она выходит к микрофону и от своего
имени (заявленного прямо или косвенно) что-то делает; второй (иньский) вид
актуализации субличности - это выход ее к микрофону с целью проживания текущей
ситуации, когда главное для человека - это не то, что он делает, а то, как он
проживает текущий момент, адаптируясь к нему. Про актуальную в этот момент
субличность можно сказать, что она не столько выходит к микрофону (Главному или
дополнительному) сколько встает под прожектор (Главный или дополнительный),
освещающий сцену глобального "я". Таким образом, центральная позиция на сцене
одна, на ней укреплен Главный микрофон и одновременно она же освещена Главным
прожектором, но в зависимости от своей янской или иньской акцентуации,
актуальная субличность обращает большее внимание на микрофон или на прожектор.
Таким образом, сила субличности в психике может быть большой, и субличность
может пользоваться большим авторитетом среди других субличностей также и в
случае, когда ее актуализация происходит преимущественно в иньской модальности
(манере), то есть путем авторизации различных событий, происходящих с человеком.
|
|