|
только оказываются в нештатной ситуации. Но все же серьезный антагонизм между
штатным и нештатным "я", как и между автономным и обусловленным "я", - это
ненормальный способ функционирования психики, и человек, даже выстроив свои
приоритеты, должен с уважением относиться к "неглавным" субличностям, понимая,
что без них он жить не сможет. Однако чаще всего оттесняемые на психическую
периферию субличности (или их аспекты) - это неисследованные человеком объекты,
и внимательное их изучение может открыть в них много положительных черт,
которыми не обладают их "конкуренты".
Еще более острой является конкуренция между аспектами демонстративного "я", то
есть между экспрессивным и импрессивным "я". Практически у всех людей одно из
них является субъективно гораздо более важным, чем второе: либо для человека
главное - это выразить свое, внутреннее, назревшее (экспрессивный акцент), либо
ему принципиально необходимо произвести собой сильное впечатление на окружающих,
и обычно менее важная из этих двух субличностей является слугой (невысокого
ранга) у более важной. Однако в действительности в психике эти две субличности
связаны гораздо более тесно, чем это может показаться поверхностному
наблюдателю, и низкий уровень развития и энергетики любой из них существенно
вредит демонстративному "я" в целом.
И то же относится и к отношениям между рецепторным и интроцепторным "я": лишь
их слаженное взаимодействие, в котором на передний план выходит то одно из них,
то другое, дает возможность нормального функционирования и развития
наблюдательному "я".
Глава 4
СУБЛИЧНОСТИ В ЖИЗНИ
Чем отличается человек от животного? В первую очередь, вероятно, способностью
говорить "я", то есть самоидентификацией, а также способностью давать имена
разным объектам и явлениям, то есть создавать и мыслить символы как таковые, в
отрыве от их значения. Давая человеку это способность, Всевышний подразумевал,
вероятно, ее разумное, осмысленное и целенаправленное использование человеком,
и если не первый, но наверняка очень существенный шаг в этом направлении - это
разграничение своей личности, то есть соборного "я", и разделение его на
субличности. Читатель, ознакомившийся с авторской концепцией, изложенной в
предыдущих главах, согласится с тем, что недифференцированное представление о
своем "я" как едином целом не выдерживает критики и неконструктивно, так что
для осмысленной работы человек над собой и внешними сюжетами соборное "я"
должно быть разделено на субличности, которые должны быть названы, описаны и
очерчены. Лишь после этого можно пытаться налаживать отношения между ними, а
также развивать их по отдельности.
Каждое серьезное дело или длительная жизненная программа предполагает личное
включение в него человека - иными словами, человек должен сказать себе: "Это
мое дело, моя цель, мой способ жизни, я этим занимаюсь, я в этом живу и несу за
это персональную ответственность перед самим собой". Янская жизненная
ориентация предполагает выбор типа активной деятельности, работы и ее
инструментов, иньская ориентация предполагает способ адаптации человека к
окружающим условиям, и в некоторой степени выбор самих этих условий, так как
способ адаптации влияет на саму среду. Таким образом, и янский, и иньский
человек фактически (может быть не осознавая этого до конца) соотносит с любой
длительной жизненной программой определенную субличность - но пока она остается
теневой, то есть не осознана им, его способности управления этой программой
остаются скорее косвенными, нежели прямыми. Типичный пример отсутствия такого
рода осознания бывает у людей, которые ведут сильно "не свою" жизнь - и в
какой-то момент это осознают. Вопрос, который они в этой ситуации задают себе
звучит по-разному, в зависимости от янской или иньской акцентуации:
- Как я мог это делать?!
или:
- Как я могла это терпеть?!
- и человек действительно не понимает сам себя: ну КАК он мог это делать или
терпеть?!
Однако ответ на поставленный таким образом вопрос совсем не прост, и адекватный
ответ может так и не появиться в сознании человека даже много лет спустя,
лишний раз подтвердив распространенное мнение о том, что человеческая психика -
это одни сплошные загадки. А печальная истина заключается в том, что человек
просто-напросто не задумывался о том, какая его субличность вела указанную
программу (янский вариант) или адаптировалась к указанным обстоятельствам
(иньский вариант), не осознавал этой субличности, ил же не пытался понять, как
она соотносится с другими его субличностями и общим планом его бытия. Иными
словами, пытаясь ответить на поставленные выше вопросы, он должен бы сказать
себе так:
- Я не знаю, что это было во мне, что делало (терпело) это.
или так:
- Я не пытался выйти в своем сознании за узкие рамки видения мира, предложенные
мне этим сюжетом.
Формальная интеграция субличностей человека под общим именем глобального "я" у
большинства людей - совершенная фикция, а реально их жизнью управляет
разноголосый и нестройный хор субличностей, каждая из которых, выходя к
Главному микрофону, создает в сознании человека сильно приукрашенный и
цензурированный образ его психики, причем эти образы существенно различаются у
разных субличностей, поэтому если внимательно послушать человека, (искренне!)
рассказывающего о самом себе, то можно сильно подивиться нестыковкам и
|
|