|
друга кардинально - иногда больше, чем внутренний мир от внешнего. А именно,
существенную часть внутреннего мира любого человека занимает область, которое
мы будем называть Автономным миром (или интро-интромиром) и в котором
образуются и разворачиваются фантазии человека, никак (формально) не
ограниченные его внешним опытом. Здесь могут свободно существовать любые
сказочные и мифические существа, очень ярко, красочно и убедительно происходить
события, которых во внешней жизни человека никогда не было и быть не могло,
здесь от реальных жизненных впечатлений человека берутся любые куски и
фрагменты, они произвольно деформируются и перекрашиваются и становятся
подручным материалом для неконтролируемой извне фантазии человека и его
подсознания. Субличность, соответствующую Автономному миру, естественно назвать
автономным "я" человека.
Понятно, что Автономный мир не предназначен для связи со внешним - эту роль
играет Обусловленный мир (или интро-экстрамир), который представляет собой
область внутреннего мира человека, служащую точным (насколько это у человека
получается) отражением внешнего мира - так, как последний развернут к человеку.
Таким образом, в отличие от Автономного мира, Обусловленный мир формируется не
произвольным полетом фантазии человека, а обусловлен (создан) прямыми внешними
впечатлениями - и их последующей обработкой. Формируя Обусловленный мир,
человек старается (насколько это у него получается) придерживаться принципа
реальности, то есть строить Обусловленный мир, все время поглядывая на внешний
- подобно художнику, пишущему свою картину с натуры. Разумеется, как и художник
или фотограф, он создает в своем внутреннем мире лишь условную, ограниченную и
приближенную копию внешнего мира, но она по своему замыслу должна быть
максимально точной и предназначена для реалистичного отображения и анализа
внешних событий и планирования будущего внешнего поведения человека.
Субличность, соответствующая Обусловленному миру, мы назовем обусловленным "я".
Обусловленный мир содержит не только память о различных событиях и фактах - в
нем также имеются и, так сказать, вторичные образования - например, законы,
которым (по мысли человека) подчиняется внешний мир, различные классификации и
иерархические схемы его объектов и т. д. Эти классификации и иерархии частично
воспроизводят то, чему человека учили, а частично созданы им самим - но
рассматриваются им как реальные, то есть довольно точно отражающие настоящие
отношения и законы внешнего мира, так что на них можно и нужно полагаться при
упорядочении внешних впечатлений и строительстве планов внешнего поведения.
Таким образом, Обусловленный мир всегда содержит, наряду с беспорядочным
эмпирическим материалом (внешние впечатления как таковые), еще и инструменты,
иногда хорошо развитые, с помощью которых этот материал организуется в
Субъективно Реальную Картину Внешнего Мира. Насколько эта Картина согласуется с
аналогичным Картинами других людей? Обычно в очень малой степени, то есть ее
"объективность" очень мала - по крайней мере, если она выходит за рамки
общесоциальных стереотипов. Таким образом, проницательный и знакомый с
человеческим родом читатель может сделать вывод о том, что у многих людей
Обусловленный мир по сути может нести большой отпечаток Автономного - но это не
касается их функций! Автономный и Обусловленный миры различаются в первую
очередь по их функциям и по субъективному убеждению человека в том, что
Обусловленный мир представляет собой (насколько это возможно) точный образ
внешнего мира - а Автономный мир, наоборот, от внешнего мира независим и имеет
свои объекты и свои законы. Таким образом, автономное "я" на первый взгляд в
принципе гораздо свободнее обусловленного - но зато от последнего больше
практической пользы; впрочем, более пристальное наблюдение дает иногда иную
картину.
Иными словами, психологически можно различать два принципиально разных
состояния сознания: интро-интровертное, соответствующее погружению в Автономный
мир, не зависящий прямо от внешних впечатлений человека, и интро-экстравертное,
соответствующее погружению в Обусловленный мир, представляющий собой (почти)
точную копию внешнего мира и рассматриваемого человеком как инструмент для
внутренней отработки и подготовки внешних взаимодействий. Соответственно,
интроверты бывают двух видов: интро-интроверты, сосредоточенные преимущественно
на Автономном мире, и интро-экстраверты, облюбовавшие себе главную работу (или
забавы) в Обусловленном мире. Типичные роли для интро-интроверта - это
Поэт-лирик, Фантазер, Мечтатель, Религиозный Философ, Мистик. Типичные роли для
интро-экстраверта это Поэт-песенник, Советник, Эксперт-консультант, Еврей при
губернаторе, Ученый-теоретик, Маг.
Вопросы к читателю. Есть ли у вас внутренний мир? Делится ли он четко на
Автономный и Обусловленный? Различаете ли вы в себе и в других
интро-интровертное и интро-экстравертное состояния сознания? Осознаете ли свои
автономное и обусловленное "я"? Чем они различаются?
Любите ли вы мечтать ни о чем или о недостижимом? Считаете ли это занятие
приятным? Предосудительным? Никчемной тратой времени? Способны ли вы сочинить
сказку (песню) для своих детей? Добровольно? Под угрозой насильственной смерти?
Случаются ли с вами грезы наяву? Склонны ли вы видеть сны и придаете ли вы им
значение? Рассказываете ли их своим знакомым? Интересуетесь ли сновидениями и
их толкованиями? Любите ли вы мифы и сказки? Понравится ли вам, если
малознакомый человек поинтересуется вашей любимой в детстве сказкой? Верите ли
вы, что истина может открыться человеку во сне?
Любите ли вы петь под гитару? Индивидуально или в хоре? Знаете ли вы наизусть
слова хотя бы одной песни? многих песен? Чувствуете ли вы себя поэтом в душе?
|
|