|
Культуру? Остроумие? Любите ли вы делиться с окружающими своими воспоминаниями?
Любят ли они вас слушать?
Зависят ли окружающие от ваших настроений? Насколько вы впечатлительны и
гипнабельны? Способны ли вы заболеть, если вам не дать высказаться до конца?
Устаете ли вы от самовыражения на людях или чувствуете подъем? От каких
дополнительных условий это зависит?
Верите ли вы, что хорошо готовить может только человек с душой?
Упражнение 10. Ответив (по возможности) на все предыдущие вопросы, и
рассматривая эти ответы (и отказы отвечать) как реакции неизвестного вам
человека, попытайтесь определить роль демонстративной модальности в его жизни.
Подумайте, в какой мере вы владеете демонстративной модальностью и умеете по
своей воле сочетать ее с остальными психологическими модальностями.
Вопросы к читателю. Подумайте, какие еще демонстративные маркеры вам известны?
Какие выразительные маркеры используют ваши друзья и коллеги? Родственники?
Лично вы? Замечают ли ваши демонстративные маркеры ваши партнеры? Кто именно их
видит, а кто чаще всего не замечает? сознательно игнорирует? Мешает ли это вам?
Сказывается ли восприятие или, наоборот, игнорирование вашим партнером ваших
демонстративных маркеров на ваших отношениях с ним? Как именно? Считаете ли вы
это правильным?
Наблюдательное "я" и его маркеры. Сам по себе факт внимания со стороны человека
не так очевиден, как, например, активная внешняя работа, но все же мы в
большинстве случаев способны отличить человека, внимательно на нас смотрящего и
слушающего, от человека, поглощенного собственными мыслями. В принципе, в
момент внимания, как внешнего, так и внутреннего, образуется пауза, в течение
которой человек ничего не говорит и не делает, но наблюдает за внешним миром.
Таким образом, существует три вида пауз: паузы, соответствующие внутреннему
переживанию, паузы внешнего внимания и паузы внутреннего внимания. К счастью,
люди склонны сами комментировать свои паузы, и по характеру этих комментариев
обычно легко понять, какой модальности они соответствуют, например:
- Расскажи, Глафира, о своей юности - я хочу тебя лучше понять. (пауза) (наб)
- Я ждал встречи с вами пять лет, учитель, и жду вашего слова. (пауза) (наб)
- Мне нужно срочно выходить, Мария. Скажи быстро, где мой галстук? (пауза)
(внеш)
- А теперь я буду думать. Помолчите все. (пауза) (внут)
Сенсорные модальности восприятия. Существует пять основных чувств, с помощью
которых человек воспринимает внешний мир, и соответственно пять сенсорных
модальностей: обонятельная, вкусовая, зрительная (визуальная), телесная
(кинестетическая) и слуховая (аудиальная). В каждый момент времени у человека
психологически наиболее значима одна из сенсорных модальностей восприятия, и
большинство людей в существенных для себя ситуациях полагаются на одну и ту же
сенсорную модальность. Люди с основным акцентом на зрительной модальности
называются в психологии визуалами, с акцентом на слуховой модальности -
аудиалами, с акцентом на телесной модальности - кинестетиками. Рассмотрим эти
типы восприятия в их непосредственных проявлениях - как их можно распознать?
Типичного визуала можно определить по очень простому признаку - всякий раз,
когда вы обращаетесь к нему, вы наталкиваетесь на его прямой взгляд. Перед тем,
как он начинает слушать кого-либо, он должен на него (нее, них) посмотреть -
иначе ему трудно что-то понять. Войдя в комнату, он первым делом ее осмотрит, и
лишь потом что-то скажет. На лице и в одежде женщины-визуалки всегда будет
какое-то яркое пятно, бросающаяся в глаза краска или форма: черные брови, рыжие
волосы, малиновые губы, сверкающие сережки или ажурные белые колготки, и она
сама будет склонна обращать внимание на яркие цвета и детали внешности.
Мужчина-визуал даже в строгой ситуации наденет носки петушиной окраски, а его
бриллиантовая булавка для галстука будет казаться буквально источающей из себя
свет, а не просто отражающей его, вопреки законам физики. Внимание визуала
привлекут ваши широкие и быстрые жесты, движения головой, игра глазами,
перемещения по пространству, цвет и форма вашей сумочки (кейса, "банана") и
автомобиля.
Выраженный аудиал отличается тем, что постоянно окружает себя шумовым фоном,
который сам он воспринимает как своего рода музыкальный. Его внимание к
собеседнику выразится в том, что он повернет к нему свое ухо и "обратится в
слух", закрыв глаза или уставив их в неинформативное место. Такого рода
внимание уловить труднее, чем визуальное, но при некоторой практике это вполне
реально; в частности, шея аудиала в состоянии слушания обычно напряжена и
как-то не совсем удобно вывернута: она держит напряжение внимания. При
некоторой фантазии можно также увидеть или ощутить, как его уши увеличиваются в
размерах, превращаясь в подобие локаторов. Аудиал очень тонко различает
интонации своих партнеров, слышит паузы, которые они делают, и способен тонко
их различать - в том числе и по длительностям, которые являются для него
смысловыми:
- Ты почему мне не сразу ответил, Пафнутий? Что-то пытаешься скрыть?!
Прямой взгляд аудиала вовсе не свидетельствует о его внимании - скорее
наоборот: вполне вероятно, что он в этот момент погружается во внутренний мир и
слегка галлюцинирует. Однако попробуйте сказать ему в этот момент что-то важное
- и он тут же отведет свой нос и свой взгляд в сторону и наставит на вас свое
ухо, в отличие от визуала, который в этом случае буквально вопьется в вас своим
взглядом.
Для аудиала пространство, не наполненное музыкой, разговором или природными
шумами (ветер, дождь, гроза, прибой) является некомфортно-пустым, и он обычно
пытается заполнить его - например, собственной речью. Войдя в тихую комнату, он
|
|