|
роль? А высказаться перед внимающей вам аудиторией - тянет или нет? Хотя бы
иногда? Интересует ли вас внешний мир - не как объект воздействия, а как
исполненный необыкновенных чудес и тайн, которые вам хочется увидеть, услышать,
почувствовать и запомнить?
Психологию давно интересует вопрос: какие потребности человека являются
базисными (основными, фундаментальными), не сводимыми к другим? Понятно, что
этим потребностям должны соответствовать основные субличности - хотя бы теневые,
и их непременно следует вывести на свет сознания и тщательно рассмотреть. Если
вынести за рамки рассмотрения чисто биологические потребности (в воздухе, пище,
защите от холода, продолжении рода), то, видимо, одними из самых главных из
оставшихся будут потребности в проживании описанных четырех состояний осознания
и реализации специфических для них задач. Итак, что нужно человеку? Автор
предлагает читателю на рассмотрение четыре важных психологических потребности -
настолько важных, что, по его мнению, они вполне заслуживают названия базисных
психологических потребностей.
Потребность переживания. Человеку нужно самостоятельно и в одиночестве
переживать внутри себя впечатления, получаемые им из внешнего мира, а также
образы и стремления, поступающие из глубины его души и приходящие напрямую
(телепатическим путем) из окружающего тонкого мира. Субличность,
соответствующая этой потребности, называется внутренним "я". Человек, у
которого эта потребность выражена ярче других базисных психологических,
называется интровертом,
Потребность проживания. Человеку нужно принимать участие в жизни внешнего мира,
сливаться с ним, жить его целями, делами и страстями, забывая про свой
внутренний мир. Субличность, соответствующая этой потребности, называется
внешним "я". Человек, у которого потребность проживания выражена ярче других,
называется экстравертом.
Потребность выражения. Человеку нужно предъявлять внешнему миру свой внутренний
потенциал, свои идеи, мечты, планы, и свойственным ему способом влиять на
внешнюю реальность. Субличность, соответствующая этой потребности, называется
демонстративным "я". Человек, у которого ярче других выражена эта потребность,
называется экстрафилом (в психологии распространен термин "демонстративная
личность").
Потребность свидетельствования. Человеку нужно наблюдать за внешним миром,
переводя свои впечатления вовнутрь и запоминая их. Субличность, соответствующая
этой потребности, называется наблюдательное "я". Человек, у которого
потребность свидетельствования выражена ярче других, называется интрофилом.
Четыре описанные субличности - внешнее "я" , внутреннее "я", демонстративное
"я" и наблюдательное "я" - в совокупности образуют психологическую семью
субличностей человека; эти субличности далее иногда называются психологическими
"я" человека.
Гармоничный и разносторонне реализованный читатель в этом месте может
недоуменно пожать плечами и сказать: "Все эти четыре потребности возникают
время от времени в моей жизни, и я не могу отдать предпочтения какой-то одной
из них". Действительно, чистые типы встречаются редко - однако в каждой
конкретной ситуации человеку может быть свойственно состояние сознания,
отвечающее одному из описанных типов, и сменить его на другое ему может быть
чрезвычайно сложно, даже если он при этом действует откровенно во вред себе или
окружающим. Это связано, в частности, с тем, что у каждого человека есть
врожденные акцентуации поведения и состояния сознания; а кроме того, на него
действует сила привычки, которая незаметно управляет его вниманием - в гораздо
большей степени, чем он может предполагать. Но, независимо от причин,
фактически в большинстве ситуаций, особенно для себя острых или ответственных,
человек ведет себя так, что можно подумать, что он заядлый интроверт (или
интроверт, или экстрафил, или интрофил), и сменить этот тип поведения в данной
ситуации ему чрезвычайно сложно - хотя в другой ситуации он может вести себя
так, как будто он - прирожденный экстрафил (или интроверт, или экстрафил).
Переходя на язык субличностей, можно сказать, что внутренне, внешнее,
демонстративное и наблюдающее "я" человека не находят между собой должного
взаимопонимания и баланса и с трудом отходят от Главного микрофона, у него
оказавшись.
Подобное "залипание" - феномен весьма распространенный и весьма существенный
для психики; иногда положительный, но порой резко отрицательный, и человек,
желающий овладеть собой, должен учиться как удерживать, так и переключать свое
внимание и переходить из одного состояния сознания в другое по своей воле, то
есть менять свои психологические "я" по своему усмотрению. А для этого полезно
узнать некоторые подробности устройства внешнего и внутреннего миров и связей
между ними, а также характерные черты поведения человека, находящегося в
описанных состояниях сознания, то есть характеры своих соответствующих
субличностей.
Но, несмотря на то, что все эти четыре состояния сознания хорошо знакомы
каждому человеку, все же редко можно встретить индивидуума, в жизни которого
все они равно освоены и равно важны. В действительности чаще всего одно из этих
состояний сознания прекрасно знакомо человеку и хорошо им освоено, являясь для
него, можно сказать рабочим (а соответствующая субличность - осознанной) - и
одновременно наиболее содержательным в его жизни; в редких случаях два и тем
более три из этих состояний являются для него рабочими. С другой стороны, чаще
всего одно из этих четырех состояний является нелюбимым, игнорируемым,
неосвоенным и в принципе воспринимается как скучное, неудобное, неуютное и по
большому счету ненужное (а соответствующая субличность является теневой);
|
|