|
кратковременный этап в динамике развития психики в целом, и не делать на основе
текущих высказываний человека слишком далеко идущих выводов - он сейчас, говоря
обычным языком, сильно увлечен, и (вероятно) скоро остынет или увлечется чем-то
еще.
Примеры самопредъявления сахасрарной субличности:
- Я влюблен - безумно! Вся моя жизнь - в любимой!
- Я почувствовал сегодня: я - ученик Великого Учения, и все остальное померкло
перед моими глазами.
- Истина, которая мне явилась, важнее всего на свете, и я - пророк ее!
- Для меня сейчас ничего не существует, кроме моей ненаглядной крошки.
- Моя единственная реальность - Бог, а весь остальной мир я вижу в сильном
тумане.
Упражнение 22. Вспомните свои сахасрарные субличности и соответствующие
жизненные периоды и переживания. На каком уровне сейчас находятся эти
субличности? Как их изменило их сахасрарное бытие?
Считаете ли вы сахасрарные субличности опасными? Важными? Излишними? Ответьте
на этот вопрос а) для себя и б) для ваших близких и знакомых.
Упражнение 23. Предъявите на уровне сахасрары следующие субличности и пять
субличностей по своему выбору.
1. Судья.
2. Раб.
3. Жрец.
4. Авторитет.
5. Завистник.
6. Победитель.
7. Неудачник.
8. Самокритик.
9. Романтик.
10. Коллективист.
* * *
В течение жизни человека его субличности видоизменяются, поднимаясь и опускаясь
по ступеням эволюционной лестницы, и "предыстория" субличности очень важна:
анахатная субличность, только-только возникшая из манипурной, существенно
отличается от анахатной субличности, поднимавшейся когда-то до вишудхи, или
аджны (а то и сахасрары), а затем спустившейся обратно на анахату. Субличности
меняются (в том числе и по своему эволюционному уровню в рамках психики) по
мере развития человека и исполнения им своих задач, но они во многих смыслах
слова ведут себя как живые существа, и строить отношения с ними следует, исходя
из этого обстоятельства. В частности, чем раньше человек замечает появление
новой субличности и чем точнее он оценивает положение и движение уже имеющихся
субличностей по эволюционной лестнице, тем легче ему налаживать с ними
отношения и мирить и согласовывать их друг с другом.
Упражнение 24. Попытайтесь ретроспективно отследить эволюционный путь своих
нескольких субличностей (в том числе уже исчезнувших) - как они зарождались,
обозначались на муладхаре, переходили на свадхистхану и т. д.
Глава 3
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АРХЕТИП И СУБЛИЧНОСТИ
Психологический архетип. В этой главе мы подробно рассмотрим четыре основные
субличности человека, соответствующие акцентуации его внимания на внутреннем
мире, на внешнем мире, внешнему выражению и внутреннему восприятию, в их связи
с различными субличностями человека.
Деление психологической реальности на внешний и внутренний миры не ново - оно
существует, вероятно, столько же, сколько существует человек. В минувшем
(ХХ-ом) веке его исследовал швейцарский психолог Карл Юнг, посвятивший этой
теме свою знаменитую книгу "Психологические типы". Однако в этой книге
практически не затронут вопрос, что же такое есть внутренний и внешний миры и
чем они различаются у разных людей, и не менее существенный вопрос о
взаимодействиях и взаимосвязи этих миров, и их роли в жизни человека. Ниже
вниманию читателя предлагаются некоторые идеи, наблюдения и конструкции автора,
долженствующие пролить свет на эти непростые вопросы.
Ввиду чрезвычайной важности для психологии схема 1, на которой изображены
внешний и внутренний миры человека и их взаимосвязи, была названа автором
Психологическим архетипом (см. книгу "Архетипы психики", гл. 3-5). Таким
образом, Психологический архетип представляет собой совокупность, состоящую из
двух объектов: внутреннего мира человека и его внешнего мира, а также двух
каналов взаимосвязи этих объектов - на психологическом языке они называются
проекцией и интроекцией (З. Фрейд, Ф. Перлс) или экстериоризацией и
интериоризацией. По мнению автора, эти каналы, которые он называет каналом
выражения и каналом восприятия, играют в жизни человека не меньшую роль, чем
сами по себе внешний и внутренний миры, и их рассмотрением мы также займемся.
Состояние сознания человека, когда он погружен во внутренний мир, называется
интровертным, а когда он погружен во внешний мир - экстравертным; если он занят
трансляцией энергии и информации из внутреннего мира во внешний, мы будем
говорить, что он находится в экстрафильном состоянии сознания, а если у него
идет внутреннее восприятие внешнего мира, то такое состояние сознание мы будем
называть интрофильным. Эти четыре состояния сознания мы в дальнейшем будем
называть базисными психологическими состояниями сознания.
Базисные психологические потребности. Есть ли у вас, уважаемый читатель,
внутренний мир? А внешний имеется? Играет ли он в вашей жизни существенную
|
|