|
Вступление
КОСМОГОНИЧЕСКИЙ АРХЕТИП
Где начинается эзотерика? Одним из ее определений может быть такое: эзотерика -
это взгляд на мир, разделяющий его на два качественно различных слоя, из
которых один считается тонким, высшим, горним, а второй - плотным, низшим,
дольним.
Таким образом, эзотерик не обязательно религиозен. Интуитивным, стихийным или
сознательным эзотериком раньше или позже становится любой человек, в жизни
которого актуальны такие поляризации, как, например, наука - практика, власть -
народ, психология - поведение, намерение - реализация, идеал - его воплощение,
цель - ее достижение, модель - объект, архетип - его проявление. Дух эзотерика
всегда ощущается, когда так или иначе, на том или другом материале возникает
необходимость раздельного рассмотрения тонкого и плотного объектов, изучения
связей между ними и их взаимного влияния. Высший вид эзотерики это религиозная
мистика и религиозная философия. Первая в качестве плотного объекта
рассматривает человека, а в качестве тонкого - его личного Бога; для второй
плотным объектом является проявленный мир, а тонким - Абсолют, или безличный
Бог.
Характерным признаком эзотерического подхода является взгляд на тонкий объект
как на совершенно реальный, но в то же время труднопостижимый. Его гораздо
сложнее изучать самого по себе, и (как правило, с трудом) полученная информация
всегда заведомо неполна, то есть не дает возможности составить о нем полное
представление и ответить на все возникающие вопросы. Информация о тонком
объекте идет двумя различными путями, и каждый из них дает свои искажения.
Первый - это непосредственное созерцание тонкого объекта путем той или иной
мистической (интуитивной, медитативной) настройки на него; при этом объект
изучается сам по себе, но с помощью несовершенных средств, заведомо дающих
искажения. Второй путь заключается в наблюдении за плотным объектом и особенно
за моментами информационно-энергетической связи между ним и тонким объектом.
Наблюдения за плотным объектом более точны, но по ним приходится судить о
тонком объекте, то есть делать заведомо косвенные выводы.
Ситуация осложняется еще и тем, что хотя тонкий и плотный объекты в чем-то
похожи ("что наверху, то и внизу"), но они во многом и различаются, и в первую
очередь тем, что принадлежат принципиально разным планам бытия (тонкому и
плотному), для которых характерны существенные различия в материи, энергии и
законах эволюции.
С другой стороны, даже малая, общая информация о тонком объекте дает
возможность прогнозировать судьбу плотного - разумеется, если представлять себе
законы эволюции плотного плана в целом.
Одна из самых больших загадок жизни это резкие смены фаз, или, если
позволительно здесь употребить выражение из техники, режимов существования
людей и коллективов. Вот живет себе человек в прекрасном настроении, учится в
школе, интересуется играми и игрушками, умеренно тиранит ближайших
родственников и очень уютно сосредоточен на самом себе - и так много лет. И
вдруг, как снежная лавина: ломается голос, настроение скачет зайцем от эйфории
до глубокой депрессии, первая любовь, первая ревность, ужас ломки
наивно-эгоистического кокона... И через два года мы видим уже совершенно
другого человека, который мало изменится в течение следующих сорока-пятидесяти
лет - разве немного постареет. Ученый-специалист скажет: "Как же, кризис
полового созревания, большая гормональная перестройка". Но ведь бывает и совсем
по-другому, когда и человек, и окружающие почти не замечают, как из
десятилетнего стал двадцати-, а потом тридцатилетним (ну там женился-развелся,
но не обратил на это существенного внимания). А вот в тридцать лет у него
меняется абсолютно все: идеалы, характер, круг интересов, социальный круг,
профессия...
Как сказал Экклезиаст, есть время собирать камни и есть время их разбрасывать.
Вероятно, мудрость как раз и означает постоянное, но деликатное внимание к
тонкому миру и тем знакам и энергиям, которые он посылает плотному.
* * *
Самый главный или, точнее говоря, самый высокий архетип относится к глобальной
космогонии, то есть описанию существования проявленного мира с самого начала и
до конца. В различных вариациях соответствующий миф повторяется во многих
культурах, сохраняя, однако, некоторые черты неизмененными. Ниже приводится
описание космогенезиса в духе индийской философии санкхьи, являющейся
теоретической основой йоги. Некоторые акценты автор ставит на свой лад, в
соответствии с веяниями времени, и в ряде случаев пользуется современной
терминологией, надеясь, что древние риши (мудрецы) его за это не осудят.
Вселенная (проявленный, или обусловленный мир) существует не всегда. Ее
пор
|
|