|
ждает непостижимая для обусловленного ума первопричина, называемая
Абсолютом, к этому же Абсолюту Вселенная, эволюционируя, возвращается,
прекращая свое существование. Состояние мира, когда Вселенная существует,
называется днем Брамы; состояние, когда ее нет, а есть один лишь Абсолют,
называется ночью Брамы.
Дни и ночи Брамы чередуются, причем Абсолют не повторяется, то есть каждая
следующая Вселенная отличается от всех предыдущих.
Эволюцию проявленного мира можно подразделить на три этапа: утро, день и вечер
Брамы. Утро Брамы - это творение мира, или проявление Абсолюта; день Брамы -
это эволюция проявленного мира и решение им определенных Абсолютом на данное
воплощение задач; вечер Брамы - это растворение (развоплощение) Вселенной, то
есть постепенное ее исчезновение и растворение в породившем ее Абсолюте.
Сказанное выше иллюстрируется схемой.
Рис. 1. Космогоническая схема (А - Абсолют, М - мир)
Описанная схема исключительно абстрактна и столь же фундаментальна. Воплощаясь
как архетип в более узких ситуациях, она обретает конкретные черты, но
сохраняет свои фундаментальные свойства. Каковы же они?
Прежде всего, это качественное отличие в тонкости и постижимости верхнего и
нижнего этажей схемы. Абсолют принципиально тоньше проявленного мира и
принципиально непостижим для него. В то же время Он является источником
Вселенной, и к Нему она возвращается, утончаясь (вечер Брамы) в конце цикла
своего существования; другими словами, Он заключает в себе скрытый, истинный
смысл ее существования и эволюции. Таким образом, Абсолют в проявленной
Вселенной ощутим постоянно (Он ее творит, направляет эволюцию и, развоплощая,
принимает обратно), но лишь косвенно, по результатам Своего воздействия;
непосредственно Его воспринять невозможно.
Хотя и не так остро, но похоже складываются отношения между архетипическим,
тонким объектом и его плотной реализацией. Разница здесь в том, что тонкий
объект все-таки не дотягивает в своей тонкости до Абсолюта и потому совершенно
непостижимым не является; но все-таки информация о нем достижима с трудом и
всегда неполна. Это прямо связано с его творческой ролью по отношению к
плотному объекту: то, что можно точно и полно описать, полностью предсказуемо и
потому не способно к творчеству.
Итак, мы переходим к рассмотрению основной для всего дальнейшего изложения
ситуации; ее фундаментальность в мире архетипов можно оценить по степени
сходства с основной космогонической схемой, описанной выше.
Тонкий и плотный планы. Всякое различие и тем более противопоставление в
какой-то мере искусственно и, более того, является насилием, ибо мир по своей
сути един и не расчленим на части. Но, с другой стороны, мир очень богат по
своим формам и по содержанию, и, увлекаясь его деталями и аспектами, человек (и
человечество) теряет исходное ощущение единства - иногда очень надолго. И тогда
удачно найденная схема разделения может порой сыграть таинственную роль
катализатора противоположного процесса интеграции, то есть объединения мира в
единое целое. Как известно, когда сознание говорит "да", подсознание отвечает
"нет", и наоборот, и на этом принципе основаны многие психологические приемы и
методики.
Разделение реальности на тонкий и плотный планы есть фундаментальный факт
индивидуального и общественного сознания; в принципе его никто не оспаривает.
Совершенно ясно, что проект дома - это явление одного порядка, а сам по себе
готовый дом - другого; или, например, нервные импульсы, идущие по головному
мозгу, - это одно, а движение физического тела, управляемое этими импульсами, -
совсем другое. Более того, занимаясь любым объектом, нетрудно вычленить в нем
более "тонкую" и более "плотную" части или аспекты проявления и обнаружить
весьма существенные для него способы их взаимодействия. Так, например, любой
врач согласится с тем, что настроение больного влияет на процесс его
выздоровления, а экономист признает, что адекватные финансовая, налоговая или
инвестиционная политика государства должны составляться с учетом национального
характера и менталитета, и если последние резко меняются, то это оказывает
сильное воздействие на экономику.
Однако не каждому человеку и не в любой ситуации желанно и полезно подобное
разделение объекта на "тонкий" и "плотный". Более того, врожденный психотип,
как правило, раз и навсегда, то есть от рождения и до смерти, дает человеку
акцентуацию интереса или к тонкой, или к плотной ипостаси (части) любого
объекта. В этом смысле многочисленные дискуссии на религиозные и мистические
темы - например, существуют ли Бог и ангелы или же они плод больной фантазии
отдельных психически неуравновешенных членов общества - могут быть поняты как
по
|
|