|
сти тонкого или плотного аспектов человек земли может придерживаться
как "идеалистического", так и "материалистического" взглядов, считая первичным
тонкий (в первом случае) или плотный (во втором), но целью или главным
содержанием объекта он безусловно сочтет его плотный аспект. Он считает, что
именно плотный план наиболее информативен и представляет наибольший интерес и
ценность для исследования, а тонкий важен лишь постольку, поскольку помогает
изучить и понять плотный.
Человек земли видит объект четко и подробно, он склонен очаровываться деталями
и в них видеть богатство и смысл объекта. С его точки зрения, человек воды
рассеян и вообще смотрит не туда, теряя самое главное, что есть в мире, -
конкретную деталь, подробность, штрих, изгиб, оттенок. Ему претят пустые (как
ему кажется) абстракции, дешевые обобщения и фальшивое теоретизирование; к
тезису человека воды - "нет ничего практичнее хорошей теории" - он отнесется с
глубоким недоверием, ибо "хорошая теория" в его представлении столь же редкое
явление, как ископаемая рыба целакант.
Человек земли считает, что реальное обучение возможно только на практике, в
"полевых" условиях, и что подготовка к работе никогда не бывает достаточной,
так как реальные условия непредсказуемы, и лучше сразу засучить рукава и
приниматься за дело, преодолевая препятствия по мере их возникновения. Лозунги
человека земли: "Жизнь покажет, жизнь научит", "За одного битого двух небитых
дают", "Человек предполагает, а Бог располагает", "Век живи, век учись, дураком
помрешь".
С точки зрения человека воды, человеку земли не хватает фантазии и умения
увидеть за мелочами главное; сам о себе человек земли формулирует это иначе: он
скажет, что любит и умеет работать, но иногда страдает от того, что слишком
добросовестен.
В ситуациях, когда совершенно очевидно главенство тонкого плана над плотным,
человек земли обычно робеет и ведет себя тихо, дожидаясь момента, когда прямое
влияние тонкого плана ослабевает и плотный оказывается предоставленным самому
себе. При этом происшедшие с плотным планом изменения он склонен считать
априорно непредсказуемыми, случайными и т. п.; другими словами, он берет на
себя ответственность за плотный план бытия при условии, что тонкий в него не
вмешивается, - а если вмешивается, то человек земли умывает руки: "Ну, вы же
сами понимаете, что в таких условиях работать невозможно".
При описаниях объекта человек земли старается избегать абстрактных категорий и
тонких нюансов; ему ближе конкретные понятия и четкие смыслоразличительные
термины, по возможности без ассоциативных рядов, с единственным, четко
определенным значением. Если ему встретится понятие, смысл которого ему не до
конца ясен, он постарается его уточнить, а если это не удастся, будет
испытывать дискомфорт. Имея внутри себя словарь однозначно четких значений всех
используемых им слов, человек земли подсознательно (а часто и сознательно)
считает, что и другие люди понимают все слова точно так же, как и он, и
разубедить его в этом чрезвычайно трудно; особенно трудно ему поверить, что
есть люди, которые и не стремятся к однозначности, определенности используемых
слов и допускают для них множественное и концептуально зависимое значение.
Сказанное относится не только к словам, но и к иным знаковым системам. Например,
для человека земли характерен такой вопрос к ближнему: "Что ты хочешь сказать
своим выражением лица?" Вопрос обычно задается с раздражительно-обвинительной
интонацией, причем упрек относится именно к неопределенности гримасы
собеседника, которую человек земли затрудняется перевести в понятные для себя
точные выражения. Сам человек земли склонен к достаточно четким, хотя, возможно,
несколько лапидарным жестам и гримасам, смысл которых окружающим, по его
мнению, должен быть ясен (фактически это может быть и не так).
Речь человека земли чаще всего будет конкретной; он постарается избегать
абстрактных категорий, неопределенных выражений, вводных слов и т. п., иногда в
ущерб социальным нормам вежливости: например, вместо "я бы хотел" ему
естественно сказать "я хочу" - и действительно, что, собственно, означает это
"бы"?! Если его собеседник употребляет выражение "в некотором смысле", человек
земли уточняет: "А в каком именно?" - и ощутит дискомфорт, если не получит
ответа. Он никогда не скажет: "Вы понимаете, что я имею в виду", - наоборот,
для него типичны выражения: "Я имею в виду (хочу сказать), что...",
"Применительно к нашей ситуации", "Что вы, собственно, имеете в виду?". Человек
земли, как правило, недолюбливает эллипсисы (сокращенные конструкции) и склонен
злоупотреблять местоимениями ("он", "они", "который"), вместо того чтобы
использовать какое-либо выражение, синонимичное основному. Так, фраза из
романа: "Проходя по лугу, Василиса нарвала ромашек и сплела из цветов венок"
может вызвать у него недоумение: из каких цветов? - ему было бы естественнее и
понятнее написать "...и сплела из них венок". Читая абстрактный или
неопределенный текст, человек земли или вовсе его не воспринимает ("вода
какая-то, ничего понять нельзя"), либо конкретизирует его содержание
применительно к своим понятиям и обстоятельствам, нимало не смущаясь неизбежно
происходящими при этом смысловыми потерями. Шутки и каламбуры доходят до него
не сразу, особенно те, где юмор связан с разноуровневым осмыслением ситуации.
Ему совершенно непонятно, что смешного в следующем анекдоте:
- Вась, что вчера в школе не был?
|
|