|
ы метафоричность,
многозначность, многоплановость - но в отличие от Рака здесь тема должна
разворачиваться, символы взаимодействовать друг с другом, сюжетные линии
причудливо переплетаться. Поэтому под Скорпионом находятся жанры философской
лирики, поэмы, новеллы. Писатели с сильным Скорпионом тяготеют не к
индивидуальному, а к типам, и последние могут выражаться через совершенно
конкретные и ярко индивидуальные детали - читатель прекрасно чувствует, что не
в этих деталях главное. Таков Шекспир, в чьих драмах господствует Провидение,
находящее в человеческих марионетках более или менее удачное выражение своим
сюжетам, таков Гоголь - даже в своей "Шинели", из которой можно извлечь массу
информации о труде портного и обстоятельствах жизни мелкого чиновника, но ни то
ни другое не имеет ни малейшего отношения к основной теме произведения; таковы
"Домик в Коломне" и "Медный всадник" Пушкина, чьи истинные герои, несмотря на
всю тщательность прописывания деталей, абсолютно метафизичны: это архетип семьи,
женский аспект Соборной Души русского народа, великодержавный демон, эгрегор
Петербурга, стихия великой реки и т. д. Трудно удержаться, чтобы не
процитировать:
Но, торжеством победы полны,
Еще кипели злобно волны,
Как бы под ними тлел огонь,
Еще их пена покрывала,
И тяжело Нева дышала,
Как с битвы прибежавший конь.
"Медный всадник"
Все это, разумеется, пропадает в переводах, но для человека, которому русский
язык - родной, может служить превосходным включением в эзотерику - иногда даже
более эффективным, чем ЛСД, пейот или ребефинг.
Сами по себе отношения писателя с языком, на котором он пишет, - совершенно
скорпионья тема, так как слова всегда многозначны и абстрактны, а
художественный текст несет великое множество оттенков и особенностей, которые
осознаются автором лишь в малой степени, но немедленно начинают "играть" в
восприятии читателей: у каждого - по-своему, а если писатель талантливый, то
по-разному и при каждом следующем прочтении (втором, третьем, четвертом)...
Обретение индивидуального стиля - большой подарок писателю со стороны языка (и
этнического эгрегора), но дается он, как правило, не только как результат
долгой и тщательной работы над "слогом", но обязательно как символ важности
задач, решаемых писателем, - задач этнического, а в некоторых случаях и
общечеловеческого эгрегора. Так называемое "мелкотемье" непременно скажется на
качестве литературной продукции: "Сатира покрывается ржавчиной, каламбуря в
стакане воды" (Ф. Кривин).
И в заключение рассмотрим действие архетипа Скорпиона в поляризации человека по
типу: тонкое тело - плотное тело, описанной в конце предыдущей главы. Включение
Скорпиона в данном случае означает душевную жизнь, или внутреннюю работу,
человека, так сказать, в чистом виде, то есть без привязки к конкретным
жизненным обстоятельствам; как правило, это означает трансформацию системы
установок и взглядов на мир, - но не ментальных (умозрительных), а
экзистенциальных, укорененных глубоко в подсознании. В принципе это и есть
содержание работы психолога; но это нелегко, и большая часть его усилий нередко
бывает посвящена тому, чтобы вытащить сознание (точку зрения) клиента из его
плотного тела, то есть из конкретных жизненных обстоятельств, и заставить его
изменить не частное поведение, а ценности, общие установки и способ видения
реальности. Например, работа с конфликтующими семейными парами, как правило,
включает в себя уговоры клиента (чаще всего - доминирующего партнера), общий
смысл которых заключается в том, что другому (женщине, ребенку) можно
предоставить некоторую свободу без ущерба для семьи.
"Так, значит, когда она вчера на два часа опоздала домой, якобы задержавшись в
магазине, я должен был на это спокойно взирать?!" - возмущается потерпевший муж,
и если психолог начнет разбирать этот конкретный эпизод, то скорее всего
погибнет, захлебнувшись в буйной энергии плотного тела клиента. Суметь
буквально заставить клиента подняться над морем ежедневных обид, огорчений и
разочарований и посмотреть на свою жизнь с точки зрения основных ценностей,
убеждений и длительных программ - тонкое искусство, и достигается оно мощной
активизацией архетипа Скорпиона в сознании и подсознании клиента; если это
удается сделать, ему становятся понятными дотоле скрытые мотивы (вытесненные
ценности, положительные и отрицательные), определяющие его конкретное поведение
и поток внешних событий.
Как правило, сильное включение Скорпиона переживается человеком достаточно
тяжело, особенно если он ориентирован на плотный план и заморочен конкретными
событиями. Если они перестают поддаваться контролю и начинают идти
|
|