|
бнее.
Все мы со школы знаем пушкинское:
"Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил", -
но мало кому приходит в голову вопрос: а что, не сходи он в гроб, благословение
было бы слабее? Однако мудрый и наблюдательный Пушкин ничего просто так не
писал, и действительно, человек в фазе растворения имеет особый дар
благословения для окружающего пространства - если только не прихватывает его
части с собой. Это тонко чувствовали древние греки: в битве за Трою никто из
великих героев не умирал от вражеского удара сразу, но непременно дожидался,
когда его подберут друзья, к которым обращал свои последние слова - просьбу или
завещание, имевшие особый вес и значительность. Обычай откровенно и
ответственно высказаться перед смертью - или уже после нее, в завещании - имеет
очень глубокие основания, так как эти слова воздействуют на судьбы окружающей
реальности гораздо сильнее обычных. То же справедливо и в менее драматично
выраженной ситуации воспитания ребенка стареющими дедом или бабкой: их тихие и
мягкие слова и косвенные воспитательные методы производят гораздо большее
впечатление и остаются в памяти дольше и ярче, чем следы громогласного и
энергичного родительского надзора.
Невозможность адекватно передать свое благословение - трагедия для человека
растворения, независимо от того, осознает он эту проблему или нет, и возникает
она перед ним достаточно рано. Наиболее естественный способ передачи
благословения - это жертвенное (со стороны преподавателя) обучение, когда он не
только учит в обычном смысле слова, но и передает свой наработанный канал (дар)
ученику как бы из рук в руки и лишается его сам. Как говорит восточная традиция,
ученик должен сжечь все книги учителя. В Европе существует поверье, что
колдунья не может умереть, пока не найдет себе преемницу и не передаст ей свои
тайны и власть над миром. К сожалению, современные старики предпочитают держать
свои каналы при себе до гробовой доски и этим не только существенно уменьшают
гармонию своего перехода в иной мир, но и лишают своих потомков естественной
передачи благословения, - таковы неизбежные последствия наивного материализма и
фетишизма фазы осуществления, столь характерных для нашей культуры.
Человек растворения не склонен к мощным прямолинейным однозначным эмоциям; даже
если они его посещают, то ненадолго, после чего трансформируются в отчасти
неопределенные и многозначные. Любимое его настроение - элегическое, слегка
пессимистическое, он хорошо чувствует блюз (что в буквальном переводе с
английского означает "печальные настроения").
Пережив какое-то чувство, он может очень долго питаться воспоминаниями о нем,
наблюдать внутри себя, как оно постепенно распадается, и пленяться процессом и
продуктами этого распада.
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино, - печаль минувших дней
В душе моей, чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
А. Пушкин
Раскаяние, покаяние, скорбь - естественная эмоциональная гамма человека
растворения, но в эти слова он вкладывает гораздо более богатый (и даже в
чем-то жизнеутверждающий) смысл, чем человек осуществления и тем более человек
творения.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть - на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
А. Пушкин
Элегическое настроение, сниженность энергетики ("мой путь уныл") придают
большую глубину эмоциональному фону жизни, а приближение конца окрашивает
эмоции особым светом, который хочется назвать духовным даже у безбожного (по
большей части) Пушкина.
Автор не хочет сказать, что человеку растворения не свойственны светлые эмоции
- любви, счастья, радости; но они имеют у него совсем иное звучание - более
глубокое, неочевидное, нередко смешанное с легкой печалью, чувством вины,
неудовлетворенности и т. д.
Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний.
Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня?
Или, свой подвиг свершив, я стою, как поденщик ненужный,
Плату принявший свою, чуждый работе другой?
Или жаль мне труда, молчаливого спутника ночи,
Друга Авроры златой, друга пенатов святых?
А. Пушкин, "Труд"
В событийном потоке человек растворения в первую очередь отмечает финалы,
окончания, завершения. На фазах творения и осуществления он может быть просто
непереносим, например, имея спереди на майке лозунг "Мы еще посмотрим, во что
все это выльется". Ему следует иметь в виду, что дар предвидения свойствен
больше людям фазы творения, а у него талант совершенно иной: умение довести
дело до конца, развязав при этом все завязки, подытожить, сделать
|
|