|
стать посмешищем в глазах людей, привыкших думать в соответствии с велениями
моды. А еще со времен Французской революции принято смеяться над астрологией и
некоторыми другими значительными дисциплинами, почитавшимися прежде, и теперь
мало кто рискнет пойти против течения и вызвать общественное презрение или смех.
Пускай люди, подверженные модным влияниям, думают что угодно, но
астрология, создававшаяся тысячелетиями, - наука точная, и поэтому ей не
страшны противники в лице подготовленных профессионалов, представляющих другие
области знания; а с невеждами любой спор нелеп. Мало кто обладает научной
добросовестностью д-ра Джона Батлера, который, желая низвергнуть астрологию,
изучал её семь лет и, наконец, написал книгу, где высказал свое восторженное
отношение к ней.
- И все же наука отрицает acтрологию.
- Необходимо различать науку и ученых. Наука правдива, ученый же может
ошибаться. Те ученые, которые громят астрологию, не зная ее к тому же,
поступают так, исходя из наивного догматизма. Ученый же, ставший догматиком,-
злейший враг научного прогресса. Некоторая доля консерватизма всегда полезна:
этого требует осторожность, но фанатичное восприятие или отрицание чего-либо
является самым опасным предрассудком. Кстати, в истории науки немало событий,
не красящих научный догматизм.
Официальные ученые - члены Парижской академии, категорически отрицали
космическое происхождение метеоров и метеоритов, английские ученые исключали
возможность создания громоотвода и математически точно доказали, что паровоз не
сможет двигаться по рельсам; услышав первый фонограф, они назвали это глупейшим
чревовещанием. Когда были открыты спутники Юпитера, они не пожелали взглянуть в
телескоп, дабы их вера, что Юпитер не может иметь спутников, не была подорвана.
И так же как сегодня мы смеемся над такими учеными, завтра будут смеяться над
теми, кто отрицает, что человек, родившийся в полночь зимой, совершенно иной,
нежели тот, кто родился в полдень летом, и станут удивляться той твердолобости,
с которой они такую очевидную истину отвергают.
- Правда ли, что есть свободная человеческая воля?
- Какой трогательный интерес к этому вопросу! Сто лет доказывают
академики, что свободной воли нет, что человек подвержен судьбоносным влияниям,
что он является лишь несколько более совершенным животным, что свободная воля -
бессмыслица; всякий лентяй и глупец оправдывает свои человеческие качества
детерминизмом. А теперь это используется людьми допотопных взглядов против
астрологии вместо того, чтобы приветствовать ее как подтверждение
детерминистской теории. Все это ошибка. Именно астрология доказывает
существование свободной воли, и каждый человек может это ощутить.
- Как же это возможно? С одной стороны, Вы утверждаете, что человек
детерминирован, а с другой стороны, что он имеет свободную волю. Ведь
астрология невозможна без детерминизма!
- Философы, провозглашающие несвободу человека все запутали, смешав
понятие свободы воли с понятием влияния. Воздействие на наши желания и
свободная воля - совершенно разные вещи. Мы, конечно, подвержены влиянию и
весьма сильному. Уже физические обстоятельства во многом на нас воздействуют.
Только то, что я родился чехом, в Чехии, католиком, что я воспринял от своих
родителей и предков определенные свойства тела и души, уже этим и значительно
ограничен в своих стремлениях. Затем астрология определяет влияние, которое
современная наука обозначает недостаточно хорошо: это влияние определенного
пространства и определенного времени, не только исторического, но и
астрономического и географического. Однако свободная воля не реализуется в том,
что для человека полностью или частично невозможно или затруднено. Связанный
определенными условиями жизни, человек никогда не сможет жить под водой, не
сможет не дышать, не есть; как чеха меня весьма трудно будет превратить в
чистокровного англичанина с его образом мыслей и характером. Следовательно, в
этом я связан или детерминирован. Свободная воля проявляется одинаково для всех
людей, будь то король или нищий, примитивный или культурный человек. Здесь
свободная воля действует, независимо от того, с нравственными она изъянами или
совершенна.
- Свободен ли человек?
- Свобода - духовное качество, не психическое, не физическое, т.к. все
психическое и физическое детерминировано. Человек свободен, если живет духом.
Проявлением духа является дисциплина и распорядок. Человек, опутанный
модными предрассудками, чувствами, наклонностями или страстями, - не свободен,
и чем больше психическое и физическое отступает перед этими инстинктами, тем
более он опускается в сферу материальную и эмоциональную: там, конечно, свободы
нет и быть не может.
Человек делается рабом материальных и психических категорий, своих страстей,
чувств и инстинктов и его свобода всё более и более урезается.
Если мы хотим быть свободными, то должны свободу пестовать и устранять
из своей жизни все, что мешает нашей духовной независимости. Никакое влияние,
ни материальное, ни психическое, ничто - ни болезнь, ни смерть не могут
принудить человека, чтобы он действовал подло, рабски или чтобы он отдался злу.
Всегда он может выбирать; правда, выбирать между предрасположенностью,
детерминизацией ко злу и бескорыстной склонностью к добру; человек на самом
деле выбирает между этими двумя полюсами.
Ученые нового времени, подчеркиваю, ученые, т.е. ошибочно рассуждающий
ученый еще не наука, затемнили понятие добродетели и греха. Возможно именно
поэтому они ненавидят астрологию, т.к. астрология точно, математически
|
|