|
ВЕНЕРА. БОЖЕСТВО — ШУКРА. КАВЬЯ, ИЛИ УШАНАС
«Мохабхарата» пишет, что». ..сыном великого мудреца и праджапати,
прародителя человечества, Бхригу Муни, был мудрый и ученый Шукра, божество
планеты Венеры. Этот мудрый сын, по предписанию самосущего, в виде планеты
обходит мир ради поддержания жизни существ в трех мирах, для пролития и
удержания дождя и для того, чтобы подвергать опасности мир и устранять ее.
Учитель йоги, обладающий великим умом, давший и исполняющий твердый обет
воздержания, мудрый Шукра был духовным наставником демонов и богов». Шукра
считается сильнейшим из семи сыновей, рожденных Бхригу и его женой Пуломой.
Другое имя Бхригу — Кави, и Шукру называют еще Кавья.
Между богами и асурами с незапамятных времен возникла взаимная вражда за
господство в трех мирах. Тогда боги, стремясь к победе, избрали отшельника
Брихаспати, сына Ангираса, в свои наставники, а их противники — мудрого Ушанаса,
сына Бхригу. И оба брахмана постоянно соперничали друг с другом. Асуров,
которых убивали в бою боги, Кавья воскрешал вновь, опираясь на силу своих
знаний и используя «мрита-сандживани- мантру», которую поведал ему Шива.
Воскреснув, демоны опять вызывали на бой девов. Но богов, убитых асурами, не
мог воскресить Брихаспати, ибо не знал он науки оживления, санджива- ни,
которой владел Кавья. И боги предались глубокой печали. Тогда они, мучимые
страхом перед мудрым Ушанасом, пришли к Каче, старшему сыну Брихаспати, и
уговорили его любым путем узнать науку оживления. Кача явился к Шукре и
смиренно обратился к нему с просьбой взять его в ученики. Из уважения к Бри-
хаспати, мудрый Ушанас согласился обучать сына наставника богов, и тот принял
обет воздержания на тысячу лет. По прошествии пятисот лет Кача сумел добиться
расположения Деваяни, дочери Шукры. И вот однажды асуры узнали Качу. Желая
сохранить тайну науки воскрешения и ненавидя Брихаспати, они убили сына
наставника богов. Прекрасная Деваяни, проведав о случившемся, стала молить
своего отца оживить ученика, и Шукра, применив особые мантры, вернул к жизни
Качу. Но мстительные асуры, выждав, когда сын Брихаспати остался один в лесу,
вновь напали на него, убили, сожгли, растворили пепел в вине и дали то вино
выпить самому Шукре. Не дождавшись Качи, которого Де- ваяни попросила нарвать
цветов для нее в лесу, дочь Шукрачарии сильно опечалилась. Она вновь обратилась
к отцу и услышала в ответ мудрые слова наставника асу ров: «Дочь моя, Кача
отправился дорогой усопших, он, хотя и оживленный моей наукой, убит вновь. Не
нужно печалиться, не плачь, о Деваяни! Подобная тебе не должна скорбеть о
смертном. И боги и весь мир смиряются, когда появляется недоброе знамение». Но
видя безутешное горе любимой дочери, Шукрачария использовал свою мистиче- екую
силу и стал громко звать Качу. И тогда великий мудрец Ка- вья, владеющий наукой
воскрешения, услышал голос из своего чрева: «О учитель! По твоей милости память
не покидает меня, а сила моего долгого подвижничества помогает переносить эту
ужасную муку. Убитый асурами, я был сожжен и превращен в пепел, а затем был
подан тебе вместе с вином». После таких слов Деваяни пришла в полное отчаяние,
так как жизнь Качи можно было вернуть только смертью ее отца. И тогда мудрый
Кавья нашел выход из трудного положения. Он поведал науку воскрешения и
священные мантры своему ученику и распорол себе живот. Возвращенный к жизни
чудодейственными мантрами, Кача оживил мертвого учителя. Очнувшись от потери
сознания, Ушанас, обеспокоенный тем, что вино затуманило ему разум, сказал:
«Отныне кто из брахманов в заблуждении выпьет вино, тот заслужит порицаниеЛ в
этом мире и в другом, как забывший закон и губитель брахманов. Это порядок,
определяющий границу в поведении и речи брахмана, установлен мною во всем мире».
Кача, прожив при учителе еще десять сотен лет, с его дозволения отправился к
богам и поведал им науку воскрешения {«Махабхара- та», «Ади-парва»). Так боги
сравнялись в могуществе с демонами и, находясь под защитой самого Вишну,
превзошли их.
Пураны описывают, как однажды Шукрачария, воспользовавшись тем, что
Махавишну был недоволен богами, убедил Бали, сына Вирочаны и внука Прахлады,
правившего тогда асура- ми, вступить в войну с небожителями. В яростной битве
демоны одержали победу и стали править небесами. Боги, один за другим, покинули
свою обитель и ушли в леса. Мать девов Адити была сильно опечалена участью
своих детей, и по совету мужа, мудреца Кашьяпы, стала совершать
двенадцатидневный пост, желая получить милость Вишну. Удовлетворенный ее
подвижничеством, Махавишну согласился родиться сыном Адити, сместить Бали с
занимаемого им престола царя небес и вернуть царство богам. Так, аватара Вишну,
Вамана, под видом мальчика- подвижника, явился перед Бали как беспомощный
ребенок и
попросил у царя три шага земли в свою собственность. Шукрача- рия
заподозрил неладное и посоветовал Бали не выполнять просьбу мальчика. Но Бали
не послушался своего учителя и предложил Вамане, как принимающему дар, выпить
воды из царского кувшина. Тогда наставник асуров превратился в мотылька и
заслонил горлышко кувшина, желая предотвратить поражение асуров. Махавишну,
находящийся в сердце любого живого существа как параматма и потому знающий
намерения каждого, понял хитрость мудрого Ушанаса. Взяв стебелек травы, Вамана
ткнул им в отверстие кувшина, попав при этом в глаз Шукрача- рии. Вода
беспрепятственно полилась из кувшина, и Вамана принял подношение царя асуров.
Разгневанный Шукра проклял Бали, сказав, что его страна будет уничтожена.
Неожиданно Вамана стал расти и одним шагом преодолел все земли, а следующим —
перешагнул небеса. Затем Вамана спросил у Бали, куда он может сделать свой
третий шаг. Видя необыкновенное могущество мальчика-брахмана, Бали понял, что
перед ним — сам Вишну и ответил, что в собственности у него осталось лишь тело.
Вамана поставил ногу на голову Бали, завершив при этом свои три шага и
|
|