|
Праджапати». После такого благословения небожители признали Ангираса еще одним
богом огня, и потому Брихаспати называют сыном Агни.
Брихаспати является учителем и наставником богов, тонким мыслителем и
обладателем безбрежных познаний, имеющим глубочайшие убеждения по множеству
самых различных вопросов. Всякое действие богов берет свое начало в
размышлениях Брихаспати. Во всех трех мирах не существует философии, которую бы
не поведал в различное время богам, царям и подвижникам Брихаспати.
С незапамятных времен суры и асуры (боги и демоны) стали врагами, поспорив
из-за богатства и благ трех миров. Чтобы добиться победы в битвах, боги избрали
своим наставником Бри- хаспати, а демоны — Шукрачарью, бога планеты Венеры.
(«Бха- сабхарата», гл. 76). Вражда между девами и асурами возрастала день ото
дня, и Шукрачарья стал совершать в Гималаях подвижничество, посвященное Господу
Шиве, с целью обрести особые силы и с их помощью уничтожить богов.
Подвижничество должно было длиться тысячу лет. Узнав цель Шукры, Индра, царь
богов, направил ему свою дочь Джаянти, попросив ее обманом добыть силы Шукры.
Джаянти прибыла к Шукре и осталась с ним как его последовательница и
приближенная. Прошла тысяча лет, и Шива, явившись к Шукре, передал ему силы,
способные уничтожить богов. Когда Шукрачарья готов был возвратиться к асу- рам,
Джаянти попросила его стать своим супругом. Шукра согласился быть ее мужем в
течение десяти лет, но весь этот срок они должны были оставаться невидимыми для
мира. Брихаспати решил воспользоваться случаем и, приняв облик Шукры, пришел к
асурам. Увидев своего наставника, вернувшегося после долгого подвижничества,
асуры устроили ему радостный, сердечный прием. Брихаспати, заняв место
Шукрачарьи, стал так хвалить асуров, что за десять лет сумел устранить
укоренившуюся среди них ненависть и склонность к раздорам.
По прошествии десяти лет жизни невидимым Шукра покинул Джаянти и вернулся
к асурам. Увидев одновременно двух Шукр, асуры были поражены и объявили, что
настоящий их наставник тот, кто учил их последние десять лет. В досаде на
неблагодарность своих учеников, Шукрачарья проклял их, сказав, что скоро они
погибнут, и покинул асуров. Тогда и Брихаспати, приняв свой подлинный облик,
вернулся на небеса. Так асуры остались без наставника, подобно овцам без
пастуха. В конце концов, асу- ры пришли к Шукре просить прощения, и он вновь
стал их учителем. При этом Шукрачарья провозгласил, что его проклятие не может
быть отменено, однако дал асурам слово, что их сила вернется к ним в эпоху
Саварни Ману. («Деви-бхагавата», ск.4)
Женой Брихаспати была Тара, прославленная за свою красоту. В «Махабхарате»
говорится, что Дрона, сын Бхарадваджи, которому наставник полубогов дал
огненные стрелы, родился из части достославного мудреца Брихаспати.
Существует история, согласно которой, надменный и гордый демон Равана,
возвращаясь домой после победы над девами и завоевания небес, увидел дочь
Брихаспати, Сулекху. Пленившись ее красотой, он хотел похитить ее. Разгневанный
Брихаспати проклял могущественного демона, сказав: «Ты, раненный стрелами бога
любви, найдешь свою смерть от стрелы Рамы!» («Рамаяна Кампы»)
Пураны описывают, что Анджана, мать Ханумана, в прошлом своем рождении
была служанкой Брихаспати и звали ее тогда Пунджикастхали. Однажды она пошла за
водой на реку и увидела молодых видьядхаров, которые наслаждались любовью друг
с другом. Пунджикастхали долгое время наблюдала за ними. Узнав
об этом, Брихаспати пришел в гнев и проклял ее. Так в следующем рождении
она стала обезьяной. От бога ветра, Ваю, Анджана родила Ханумана, и когда
Хануман вырос, он захотел изучить Веды и шастры. Хануман обратился к Брихаспати
с просьбой учить его. Но наставник богов отказал ему в просьбе, сказав, что не
желает давать уроки обезьяне. Разочарованный Хануман пошел к Сурье, и сияющий
бог, желая испытать его, спросил, что бы он делал, если бы ему было поручено
странствовать по миру без остановки. Хануман отвечал, что в этом случае, он бы
всегда шел впереди Солнца. Сурья остался очень доволен ответом, и Хануман,
отвергнутый Брихаспати, стал учеником Сурьи. («Ут- тара-ромайяна»)
Согласно Агни-пуране, Брихаспати должен изображаться в храмах с ожерельем
из бус рудракши и с кувшином для воды в руках.
Астрологическая наука считает, что Юпитер управляет богатством, состоянием,
высшим образованием, наукой и законом.
Люди, в чьем гороскопе Юпитер силен, оптимистичны, общительны, веселы,
почтительны к старшим, духовным учителям и священным писаниям. Они справедливы,
честны и сострадательны. Имея логический, широкий ум, значительное
самообладание, самоуверенность и решительность, «юпитерианцы» обычно вызывают
доверие и занимают ответственные, важные позиции в обществе. Сильный Юпитер
наблюдается в гороскопах юристов, судей, банкиров, брокеров, врачей и ученых.
Пораженный и слабый Юпитер дает расточительность, чрезмерный оптимизм,
экстравагантность, легкомыслие, ложные надежды и пустые мечты, долги, споры,
склонность к азартным играм, безрассудство и подорванную репутацию.
В гороскопе Юпитер указывает на духовного учителя, наставника, начальника
и представителя закона. Юпитер управляет кровью, печенью, венами, артериями и
бедрами. Его день — четверг, металл — золото, цвет — желтый, драгоценные камни
— желтый сапфир и топаз.
Юпитер владеет Стрельцом и Рыбами, экзальтируется в Раке (высшая точка —
5° Рака), падает в Козероге (низшая точка — 5° Козерога). Первые пять градусов
Стрельца — его мулатрикона, остальные — свакшетра. Рыбы — полностью свакшетра
Юпитера.
Солнце, Луна, Марс — друзья Юпитера, Меркурий и Венера его враги, Сатурн —
нейтрален.
|
|