|
Она недавно из Германии, еще никого не знает. – Он указал на скучающую в кресле
Любу Белозерскую. – А жена твоя наверняка с Додиком Кисельгофом где-то целуется.
– Дурак!
Булгаков отвесил будущему автору «Двенадцати стульев» звонкий щелбан. Тот не
обиделся, только потер лоб и посоветовал:
– Ищи и обрящешь. От жилетки рукава и от мертвого осла уши.
И отправился вдоль по коридору. Булгаков тоже вышел. В коридоре он едва не
наткнулся на небрежно одетого типа. Лицом грубой лепки и всклокоченной бородой
тот напоминал великого художника и скульптора Микеланджело Буонарроти. К слову
сказать, незнакомец со знанием дела разглядывал шоколадную статую девицы,
державшей в руках электрическую лампочку.
– Боже, как она прекрасна! – чуть слышно бормотал он.
Булгакову тип показался необычайно интересным.
– Вы, случайно, не художник? – поинтересовался он. – Скульптурой не
занимаетесь?
Тот неохотно отвел взор от статуи и представился со значением:
– Я кооператор, из Тетюшей. Меня зовут Василий Петрович. А вас?
– А меня нет, – буркнул донельзя разочарованный Булгаков и пошел дальше.
Он упорно искал жену и нигде не находил. Что самое неприятное, подлеца Дэви
Кисельгофа тоже нигде не было видно. Среди танцующих его не было. Неужели они и
правда где-то уединились? Развивать тему не хотелось. С замиранием сердца
писатель приоткрыл очередную дверь, что вела в кабинет адвоката Каморского, и
осторожно заглянул.
В кабинете царил полумрак, горела только настольная лампа. Худощавый чекист
Сеня вел негромкий разговор с «гудковцами» Валей Катаевым и Илюшей Ильфом.
Булгаков хотел было исчезнуть так же незаметно, как появился, но тут вдруг
понял, что говорят о нем.
– Булгаков? – удивлялся Ильф. – Нет, ну что вы хотите от Миши? Он только–только
скрепя сердце признал отмену крепостного права. А вы хотите сделать из него
строителя нового общества. Это даже смешно!
Его горячо поддерживал Валентин Катаев. До сих пор Булгаков считал его
товарищем и иногда называл Валюном.
– Миша был и останется фельетонистом, – повторял Валюн. – Когда мы узнали, что
он пишет роман, то восприняли это как какое-то чудачество. Его дело – строчить
сатирические фельетоны. Читал он нам как-то свою «Белую гвардию», но на нас это
не произвело впечатления. Мне это показалось на уровне Потапенки. И что это за
фамилия такая – Турбины. – Он помолчал немного, размышляя. – Да Мишу и
фельетонистом настоящим не назовешь. Он остался на уровне «Русского слова»,
скажем, Амфитеатрова или Дорошевича. Но Дорошевич хоть искал новую форму, а
Миша ничего не ищет. Мы смотрим на дореволюционных фельетонистов критически, а
для него они – идеал.
Если бы это было произнесено в кругу коллег и товарищей, то звучало бы совсем
не так, как в интимной беседе с полковником ОГПУ. Булгаков кашлянул. Все в
кабинете посмотрели на него. Катаев вздрогнул и покраснел.
Булгаков взглянул на Катаева с укоризной и печально вздохнул:
– Ах, Валя, какой же вы, однако, жопа!
И среди воцарившейся тишины продолжил свой путь по бесконечному коридору. Возле
библиотеки он невольно задержался. Из комнаты доносились звуки чарующего
мужского голоса. Кто-то пел.
– И за что–о-о я люблю тебя–а-а, эта тихая но–о-очь…
Дверь была широко открыта, и Булгаков увидел губкомовского семипалатинского
ацтека. Коротышка и в самом деле пел великолепно. Булгаков невольно заслушался.
Чудным вокалом наслаждался не он один. Таинственная рыжая красавица тоже была
здесь. Она устроилась на пуфике у ног соловья и не скрывала своего восхищения.
Певец был так мал, что если бы поклонница сидела просто на стуле, то не имела
бы возможности смотреть на него снизу вверх.
По коридору застучали шаги. Яня и Сеня уже отпустили своих бесполезных
осведомителей и, похоже, собирались присоединиться к слушателям. Булгаков на
всякий случай укрылся за распахнутой створкой двери.
Но чекисты слушать певца не стали. Гендин сухо обратился к поклоннице
вокалиста:
– Мы вынуждены откланяться и забираем нашего друга.
Певец послушно кивнул, закрыл рот и стал собираться. Когда он и Гендин вышли,
рыжая красавица обратилась к Агранову:
– У меня имеется встречное предложение. Я вам Мастера, а вы мне певца.
Круглолицый Агранов присвистнул от удивления.
– Помилуй, золото, да зачем тебе этот губернский стручок? Он же и до двух аршин
не дотягивает!
– Не преувеличивай, полтора метра в нем точно будет, – огрызнулась та. – Лучше
помоги ему перебраться в Москву, как мне помог. Знаешь, он называл меня рыжей
кошкой. Как романтично! И не задавай вопросов. Его имя – Николай Иванович Ежов
– еще прогремит.
– Со сцены Большого театра? – съязвил Агранов.
– Поживешь – увидишь. Ладно, уходите, Мастером я займусь сама. Вы все только
испортите.
Агранов ничего не ответил и отправился догонять коллегу. За ним ушла и
красавица Женечка Гладун. Булгаков немного выждал, потом тоже вернулся в
столовую. Он остановился в дверях. Толстой продолжал травить анекдоты из
парижской жизни и пить коньяк стаканами. Впрочем, коньяк на него, похоже, не
|
|