|
истиан и мусульман. Как тако-
вая, она стоит над и в оппозиции к астрологии, укоренён-
ной в релятивизме. Египетская астрология, эллинистичес-
кая астрология, ведическая астрология, большая часть ас-
трологии, практикуемой в настоящее время - они не при-
надлежат западной астрологической традиции и, ввиду
категорий и принципов философских систем, внутри кото-
рых они были сформированы, имеют гораздо больше об-
щего друг с другом, чем с этой традицией.
Эта традиция - не тоска по минувшему, когда всё было
лучше, чем теперь. За пределами астрологического мира
существует традиционалистическая литература, придер-
живающаяся подобных взглядов, и традиционных астро-
логов зачастую обвиняют в поддержке этого мировоззре-
ния, вне зависимости от истинного числа тех, кто это ми-
ровоззрение поддерживает в действительности. Когда-то
был Золотой Век, после которого жизнь начала стреми-
тельно ухудшаться. Независимо от степени интеллекту-
альной значимости, с которой выражается подобная точ-
ка зрения, это всегда напоминает мне мою бабушку, свя-
7 J^j/^ДЖО Н ФРОУЛИ
то верившую, что наша цивилизация подошла к концу, ког-
да почтальоны перестали носить шляпы. Такой взгляд на
вещи глубоко нетрадиционен, он многим обязан тоске по
ушедшей молодости и ничем не обязан пониманию того,
что такое «традиция».
Традиция - живое существо. Оно живет и дышит, дви-
жется и меняется. Традиция, которая не меняется, мерт-
ва, и тоща, будучи бесплодным интеллектуальным релик-
том, какой интерес она может представлять для нас? Её из-
менение является тем, что Католическая Церковь именует
«действием Святого Духа». Это не теологическая абст-
ракция, но признание того, что традиция, как человек, может
взрастать в мудрости. Чему-то учась, что-то осознавая.
Идущий по отличному от вышеупомянутых традици-
оналистов пути, богослов Джозеф Пайпср пишет, что тра-
диция должна передаваться в точности так, как она была
принята*. И это тоже ошибочно. Если бы традиция была
вещественным артефактом, то это, конечно же, было бы
верно: если я унаследовал «Мону Лизу» от своего отца, то
моя обязанность — передать её моему сыну как она есть,
ничего в ней не улучшая. Но традиция - не вещественный
артефакт. Она должна меняться и обновляться. Крити-
чески важно, чтобы в ходе перемен её подлинная сущ-
ность оставалась сохранна. И пока эта сущность пребы-
вает в ней, пока ее философская истина не коррумпирова-
на, пока она не соскальзывает в комфортный релятивизм,
стараясь соответствовать веяниям времени, внешняя фор-
ма этой традиции должна адаптироваться к требованиям
эпохи, иначе она превратится в выхолощенный анахронизм.
В свою очередь, мы должны прилагать усилия к при-
ведению полученной нами традиции в максимально точ-
* Josef Pieper (1904-1997) - немецкий теолог, томист. См.: Joseph Pieper,
«Tradition: Concept and Claim». ISI, Washington, 2008. - Прим. пер.
8 ОБ АРХИТЕКТУРЕ ДУШИ ^Щ,
ное соответствие с её сущностью. Не все, что было пере-
дано нам, ценно. Мы стоим на берегу широкой реки тра-
диции, которая в своём течении неизбежно содержит на-
носы. Совершенно неважно, в каком именно месте части-
ца мусора попала в эту реку - 100 ярдов или 1000 миль
вверх по течению: она все равно остаётся мусором и не
принадлежит реке. У современного мира нет монополии
на чепуху, как и у древнего мира - на мудрость.
Примером этого, как я совсем недавно понял, служит
идея хилега, анареты и алькокодена, играющих такую важ-
ную роль в традиционной натальной астрологии. И, тем не
менее, они всё-таки - неуместная приписка. То обстоя-
тельство, что они были учреждены много лет тому назад,
вовсе не говорит об их целесообразности. Именно поэто-
му древние авторы затрудняются в описании способа на-
хождения планет, играющих эти роли, и того, что с ними
следует делать дальше. Когда-то давным-давно, какой-
то самоуверенный всезнайка попытался привнести в аст-
рологическое суждение образ Мойр. Мойру, затягиваю-
щую нить жизни, он назвал хилегом. Мойру, отмеряющую
эту нить, он назвал алькокоденом. А Мойру, отрезающую
эту нить, он назвал анаретой. Понятие Мойр - неплохой
образ. Он хорош в поэзии. Но он есть лишь поэтическая
метафора. А метафора - это, по определению, не действи-
тельность. В астрологических же суждениях нас интере-
сует только реальность.
И, конечно же, все наши попытки очистить реку тради-
ции будут оставаться тщетны
|
|