|
может быть спонтанным (как, например, сатори в дзене)
или спровоцированным носителем знания (как, например,
шактипад в практике йоги).
4. Экспериментальным путем — опираясь на проду
манную методологию, на опыт и эксперимент.
Каждый из этих путей, или стратегий, имеет преиму
щества и недостатки. И если Вы всерьез собираетесь
изучать астрологию, Вы должны отчетливо понимать, в
чем сильные и слабые стороны Вашего пути, Вашей ме
тодологии.
Наиболее популярный и очевидный — обращение к
традиции, перевод и изучение классических авторов, ис-
торико-архивные исследования, обучение у Мастеров.
Символически, это Рак и Четвертый Дом, экзальтация
Юпитера. Первый путь, вообще-то говоря, самый правиль
ный. Здесь мы имеем в "плюсах" — стройную, разрабо
танную до мелочей, до деталей, проверенную временем
систему. Есть, однако, очень болезненные "минусы" —
носитель знания, "Мастер", далеко не всегда мастер, даже
если таковым кажется или хочет казаться. За сотни лет
накапливаются не только истинные знания, но и огромное
количество искажений в результате деятельности всех
авторитетных последователей традиции. И часто искаже
ния полностью захлестывают настоящее Знание. Вспом
ните, например, ситуацию с любой крупной религией, ее
ересями и трудностями становления. В процессе переда
чи традиции люди неизбежно вносят искажения. Так слу-
13 чилось и с астрологией. Неверное понимание, амбиции,
наложение собственного ограниченного жизненного опы
та... Например, в контексте астрологии сторонники тра
диционного подхода пытаются переводить (а точнее, за
ново интерпретировать) оставшиеся в живых древние тек
сты. Хотя адекватная интерпретация текстов иных вре
мен — сложнейшая проблема сама по себе, даже о воз
можности этого до сих спорят в герменевтике. Или учатся
у прямых носителей знания, хотя наличие хорошего пиара,
благообразный вид или экзотичная внешность, или, к при
меру, импортное происхождение учителя вовсе не связа
ны с его Знанием. В итоге, каждый такой последователь
заведомо обрекает себя на путь через чужие искажения
и наслоения, на путь в кильватере за авторитетными фи
гурами — живыми людьми с человеческими недостатка
ми. Главная опасность этой стратегии — догматизм и ка
стовость (изгнание Сатурна в Четвертом Доме). Но если
в Вашей карте сильны Четвертый Дом, Рак, Юпитер —
то это значит, что есть тот внутренний компас, который
позволит преодолеть все искажения и преграды. А если
нет — то Вы рискуете.. .
Второй путь — путь построения теорий. Символичес
ки, это Девятый Дом, Стрелец. Это путь так называемой
"фундаментальной науки". Подобно тому, как река разли
вается, вырываясь на простор, так же и любой исследо
ватель-теоретик, опираясь мыслью на традицию, порож
дает гипотезы, теории и системы. С одной стороны ("в
плюсе"), надо сказать, что без теоретического осмысле
ния серьезное исследование в науке, в том числе и в аст
рологии, невозможно. Порождение теорий, не подтверж
денных фактами, с опорой только на существующую сис
тему знаний, на традицию, имеет очень серьезный "ми
нус" — прожектерство (символическое изгнание Мерку-
14
рия в Стрельце). Стройные и красивые юпитерианские си
стемы зачастую страдают стремлением к глобализму и к
отрыву от реальности. В кармической астрологии очень
много авторов, которые пошли по этому пути. Строго го
воря, таких большинство. Чтобы убедиться в этом, зай
дите в любой книжный магазин, специализирующийся на
эзотерике, или полистайте книги, посвященные астроло
гии. Значительная часть из них имеет именно теорети
ческое происхождение. Это вовсе не обязательно плохо
— зачастую такие системы обладают восхитительной кра
сотой и логической стройностью, заслуженно делая честь
уму их авторов и собирая множество сторонников. Но надо
помнить о главном недостатке — теория, несмотря на кра
соту, далеко не всегда адекватно отражает реальность и не
так уж часто может быть применена на практике. Суще
ствует настоящая пропасть между описанием того, как
"должно быть", и тем, что есть "на самом деле". Чтобы
было понятнее — представьте себя на месте автора, ко
торый описывает, к примеру, теорию рукопашного боя. Это
|
|