|
Благодаря д-ру Рамапу «Астролоджикал Мэгэзин» стал уни-
кальным в своем роде изданием, самым достоверным и содержатель-
ным в мире журналом по джиотишу. Оставаясь единственным и бес-
сменным его редактором на протяжении 62 лет, д-р Раман поставил
рекорд, который до сих пор не удалось побить ни одному редактору
1
Санскр. jyotisha, а также jyautisha, имеет средний род. В данной книге
принято
написание джьотиш. хотя в русскоязычной литературе встречаются и другие ва-
рианты: джйотшиа . джотши (Прим. ред.) 7
периодического издания. На страницах «Астролоджикал Мэгэзин»
он успешно состыковал астрологию с целым рядом других дисцип-
лин, продемонстрировал ее значимость для современного мира и тем
самым привлек к джиотишу внимание западной публики.
С той поры интерес к индийской астрологии стал развиваться и
идти вперед семимильными шагами, благодаря чему, в частности,
появилась целая плеяда высокообразованных специалистов в этой
области, и д-р Давид Фроули — несомненно один из самых выдаю-
щихся среди них. В Индии он более известен как автор историчес-
кой монографии, посвященной опровержению теории арийского
вторжения, которую выдвинули востоковеды и историки в колони-
альный период. Но в западном мире д-ра Фроули лучше знают как
опытного мастера джиотиша и Аюрведы. Ему выпала возможность
несколько раз встретиться с д-ром Раманом и побеседовать на
темы индийской астрологии и культуры. Ему он и посвятил новое
издание своей книги.
Будучи знатоком Ригведы и ведической астрономии, д-р Фроули
также основательно изучил родственную ей астрологическую на-
уку. Ведическая астрология, или джиотиш, — это не просто само-
достаточная дисциплина: это неотъемлемая составная часть индий-
ской культуры и жизни в целом, пронизывающая самые основы
повседневной деятельности человека — мирской и духовной, фи-
нансовой, интеллектуальной и семейной. Она затрагивает все сла-
гаемые жизни индивидуума в обществе, к которому он принадле-
жит. В этой книге д-ру Фроули удается преподнести читателям не
только букву, но и подлинный дух индийской астрологии. «Астро-
логия провидцев» — это, собственно, и есть путешествие в глуби-
ны духа астрологии, раскрывающее перед читателями (особенно
теми, кто родился и вырос в традициях, безмерно далеких от индий-
ской культуры и образа мысли) огромный новый мир, в картину ко-
торого вписаны не только движения небесных тел, но и жизненный
опыт человека, пребывающего на земле в состоянии бодрствова-
ния.
Фроули рассматривает астрологию как «способ преобразовать
всю вселенную в некий символ, в особый язык, служащий разви-
тию души». Исходя из этой позиции, он с удивительной ясностью
демонстрирует, как с помощью джиотиша человек может развивать
все более почтительное отношение к своему «Я» и шаг за шагом 8
продвигаться в сторону Самореализации на путях земного стран-
ствия.
Что такое индийская астрология: учение о причинно-следствен-
ных связях либо о корреляциях между человеком и планетами —
или же язык звезд как некое священное писание, воплотившее в
себе всепроникающее, всеразрушающее Время: прошлое, настоя-
щее и будущее? Этот вопрос останется пока без ответа и по-пре-
жнему будет смущать и озадачивать умы мыслителей. Однако не
подлежит сомнению, что джьотиш творит благое дело, помогая нам
достигать тех четырех жизненных целей, на которые указали вели-
кие риши Индии. Эти цели — дхарма (обязательства, связываю-
щие человека с другими людьми и с обществом в целом), артха
(зарабатывание денег), кама (удовлетворение физических потреб-
ностей дозволенными способами) и мокша (освобождение). Лю-
бая деятельность человека направлена на достижение одной или
нескольких из этих целей; астрология же позволяет нам прибли-
жаться к ним сознательно и систематически.
Величайшая из потерь современной цивилизации, где во главу
угла поставлены артха и кама в ущерб дхарме и мокше, состоит в
утрате душевного покоя и человечности. Понимание джьоти^а
способствует восстановлению гармонии и пробуждает в нас со-
страдание к ближнему, учит нас прощать людям их ошибки и недо-
статки. Ведь с точки зрения ведической астрологии, чужие недо-
статки, от которых мы страдаем, — это не более чем следствия
наших собственных прошлых деяний (карма), а следовательно, ви-
нить за них мы можем только самих себя. Сознание кармической
«подотчетности» способно удерживать нас от неправильных по-
ступков и побуждать к поступкам правильным. А опытному веди-
ческому астрологу не составит труда распознать по карте рожде-
ния, в чем именно состоит эта «подотчетность».
Опираясь на философию, дошедшую до нас через века от древ-
неиндийских риши (провидцев), Фроули последовательно излагает
|
|