|
непросто работает человеческое воображение.
Но эта функция воспроизводства а она служит основой всей сложной сексуальной
деятельности, чувств, образов и представлений является лишь одной из основных
биологических функций, необходимых для полного проявления жизненных потенций,
заложенных в человеческом роде. Она представляет лишь одну из фундаментальных
потребностей человеческого организма. А весь набор функций можно
расклассифицировать различными способами; наиболее же общей классификацией
(поскольку она включает и психологический и физический уровни) кажется та, в
которой различены четыре основных функции, четыре потребности, побуждения,
канала для использования энергии:
1. потребность быть особенным, отдельным существом;
2. потребность поддерживать характерную форму или темперамент данного
особенного существа;
3. потребность воспроизводить его;
4. потребность трансформировать его в соответствии с какой-то
определенной целью.
Каждая из этих потребностей может проявляться позитивным и негативным образом
то есть, либо как анаболическая, либо как катаболическая сила. Каждая может,
стремясь к удовлетворению, распространиться на все поле телесно-психического
организма, если ее не остановят другие виды функциональной деятельности и не
удержит на месте та сила, которая структурирует организм в целом. Эта сила
самость, понимаемая как основной ритм и движитель, лежащий в основе всех
биологических и психологических функций. Так понимаемая самость составляет
особенную, сущностно-индивидуальную форму жизненной энергии; но она связана с
определенным духовным фактором (и в некотором смысле эманирует из него); за
отсутствием лучшего термина я буду называть этот фактор Душой.
На уровне сознания отдельной личности структурирующую функцию самости выполняют
по большей части коллективные привычки общества и культуры. Эти установления и
обычаи управляют развитием сознания ребенка, вместе с влиянием родителей и
окружающих условий жизни они создают прямо или косвенно, позитивно или
негативно то, что мы называем эго.
Эго представляет собой структуру поля сознания; то есть, оно определяет способ,
каким личность сознательно и привычно реагирует на задачи и возможности
повседневной жизни. Оно является порождением социальности, но для сознания
становится его центром, управляющим принципом. Однако его постоянство весьма
относительно, и оно легко становится тождественным (или почти тождественным) с
определенной функциональной или эмоциональной реакцией организма в целом. Когда
человек говорит я , он в большинстве случаев имеет в виду эго, а не ту
функциональную силу, которая поддерживает и развивает его целостное бытие на
бессознательном уровне. Индивидуальная самость существует большую часть времени
лишь в глубине. На поверхности же сознания появляется нечто иное связанное,
правда, с этой сущностной индивидуальностью, но узурпирующее ее действительную
функцию, даже не подозревая об этом, то есть эго. Стремление быть особым
существом принимает в человеке сознательную форму в качестве эго особенно в
современном человеке. Любым возможным способом эго стремится утвердить свое
бытие, отличное от других эго; оно неизбежно принимает поначалу исключающий
подход ко всем жизненным проблемам. Оно действует наподобие типичной
человеческой культуры, в особенности культуры на стадии племенной организации:
рассматривает все, ему не принадлежащее, как чужое, как опасное другое. В
самости нет такого стремления к исключению, потому что, хотя каждая самость
имеет уникальные характеристики, все самости могут рассматриваться как обертоны
широкого и всеобъемлющего основного тона Человека, а в более широком смысле
всей Вселенной.
Эго и его стремление быть особым, отдельным относится главным образом к Сатурну,
поскольку Сатурн это принцип, который везде строит границы, отделяющие
внутреннее от внешнего. Сатурн означает, следовательно, отделение
индивидуальной личности от более широкого целого от человечества или даже от
группы, внутри которой личность действует. Но Сатурн также фокусирует и
концентрирует сознание, и без фокусирующей силы Сатурна нет личности с
постоянным характером, нет общества, нет передачи знания от поколения к
поколению.
Сатурн для своего действия нуждается в Луне; если Сатурн форма, то Луна
представляет жизненное содержание, собранное этой формой и ею структурированное.
Луна представляет способность органической адаптации к обстоятельствам в
рамках реакции определенного типа, а саму реакцию определяет Сатурн. Каждое из
четырех определенных выше стремлений связано с парой планет. Пара Сатурн-Луна
относится к стремлению быть особым существом; это стремление, действуя на
сугубо сознательном уровне, отождествляет Сатурн с эго. Все же в более глубоком
смысле нечто от Сатурна присутствует и в самости, ведь даже самый открытый и
духовно богатый человек отличен от других людей. Но отличие не следует путать с
тем чувством исключительности и лишенной гибкости отдельности, которое
характеризует
|
|